Автор: terentief

dievo_map
Посмотреть на Google.Maps

Посмотреть на Яндекс.Картах (больше подробностей)
В один длинный майский уик-энд было решено: “Ни дня без путешествий по нашей прекрасной стране!” Коллеги terentief и m-v-s отправились по следам недавнего ралли “Ярославич-2009″, а точнее по его Диево-Городищенскому сектору. Это удивительные места. На карте вы можете видеть наш запланированый маршрут. На деле получилось немного по-другому, но об этом позже.

Диево-Городище

Село основано в XV в. удельным князем Иваном Диевым, внуком ярославского князя Романа, как укрепление. “Городище” по-русски значит то же, что “Burg” по-немецки: “крепость”. Расположение села на высоком волжском берегу, в устье речки Шиголости, как нельзя более удачно в военном отношении. На высоком и узком мысу, обращенная к Волге сейчас стоит Троицкая церковь (конец XVIII в.).

IMG_1915.jpg

Это светлый летний храм, расположенный словно на одной линии с трапезной и колокольней.

IMG_1891.jpg

Отсюда открываются прекрасные виды на окрестности.

IMG_1888.jpg IMG_1890.jpg

При церкви кладбище, много старых могил.

IMG_1914.jpg

В Диевом Городище была пристань. Вот мощеная дорога вниз, на берег, видимо к пристани.

IMG_1876.jpg

Вот контора пароходства. Вполне можно представить себе, выходящего из ее дверей Паратова.

IMG_1932.jpg

А вот бляха на ее стене. Сохранили местные, молодцы.

IMG_1933.jpg

Навигация на Волге уже открылась. Смотрите какой удалой толкач, тащит аж две нефтеналивных баржи. Как низко они сидят!

IMG_1927.jpg

Село всегда было богатым, жители занимались извозом и огородничеством. Здесь сохранилось немало оригинальных каменных и деревянных построек. Устроена настоящая набережная. С кованым забором.

IMG_1882.jpg

Забор кажется, аутентичный, старый.

IMG_1884.jpg

На набережной стоят очаровательные особнячки.

IMG_1875.jpg

Много каменных.

IMG_1926.jpg

Особняки именные, инициалы на фронтоне, как это часто встречается в этих краях.

IMG_1886.jpg

Вы посмотрите, какая фигурная кладка! Делали русские, сомневаюсь, чтобы гости из Азии и Бессарабии так умели. Кстати, в селе лишь один дом выходцев с Кавказа. Традиционно печально-серо-цементный.

IMG_1878.jpg

О русских мастерах каменного кружева, впрочем, чуть позже, в главке о Вятском.

IMG_1925.jpg IMG_1930.jpg

Под берегом у местных лодочки. Просто рай. Чтоб я так жил :)

IMG_1887.jpg

В противоположность прекрасному архитектурному наследию ушедшей русской провинции неприятно удивила неопрятность современного села! Сегодня Диево-Городище облюбовали богатые ярославцы. Многие живут здесь постоянно, круглый год. Между тем, берега Волги завалены мусором и бутылками.

IMG_1872.jpg

Речи не идет не то, чтобы о регулярной уборке, но даже о разовом субботнике! Удивительно: такое красивое место, казалось бы, должно облагораживать характер пейзан. Можно было бы списать все на приезжающих из города на пикники и рыбалку, однако утопленный у берега “Запорожец”…

IMG_1922.jpg

… и битые бутылки у часовни в центре села, вокруг которой бегают дети, не позволяют этого сделать.

IMG_1877.jpg

Помимо Троицкого собора и часовни в селе есть еще большая церковь Смоленской Богоматери (XIX в.) К сожалению, неблагоприятные условия освещения не позволили ее запечатлеть. Находится она на пути к широкому берегу Волги, излюбленному месту отдыха ярославцев.

Приходит время покидать превосходное Диево-Городище и отправляться в родовое имение популярного русского поэта Некрасова – Грешнево (ныне, – Некрасово).

Грешнево

Вот карта, но к сожалению в машине у меня карты не оказалось!
dievo_map_01

Мы ехали по легенде, надиктованной мне по аське коллегой OSha. Все сходилось и было великолепно. Проехали деревню Мишнево, соскочили на грунтовку, представляющую собой очень приличный грейдер. Доехали до Старово. Внезапно грейдер кончился, началась неровная грунтовка, да еще и дорога приняла вид классического русского перекрестка: “направо поедешь – мужики на чорном Getz’e; прямо поедешь – мужик на классике по брюхо в грязи сидит не первый час; налево примешь – рыбаки и какая-то непонятная вода!” Испугались мы на своем французском автомобиле не на шутку, увидав того мужика на классике, а тут подъехали и драконы на чорном корейском автомобиле. Вытянули мы бедолагу-жигулиста исключительно волжским методом, по-бурлацки, – привязавши трос и тянувши за него. Вокруг машины грязь, зачем пачкаться. Мужички на Getz’e оказались говорящими, и мы по легенде OSha спросили у них, ” как, мол, тут выбраться на любимскую (!) дорогу?” На что нас, естественно, послали обратно в Диево-Городище! А ведь нам надо было не на любимскую, но на краснопрофинтерскую дорогу, на старый костромской тракт! Сообразили мы это, правда, только в Ярославле, а ведь были мы совсем близко от Грешнева! Жаль, но сами виноваты – карту,  навигатор или хотя бы дорожную книгу надо иметь с собой. Но какое путешествие без приключений!?

Сделали крюк, прокатились опять по задорному грейдеру почти до самого поселка Заволжье, и опять на Восток. Вот оно и долгожданное Грешнево. Усадьба отца любимого русским народом поэта. Действительно любимого. Я с самого младенчества знаю многие строки из его стихотворений. Моя бабушка с образованием в три класса приходской школы, полученным в глухих тверских лесах, частенько использовала некрасовские двустишия как поговорки в обыденной жизни. Это дорогого стоит. Для меня, – сноба, некрасовский стих простоват. Для меня, – человека, любящего свою Родину, некрасовский слог – правда жизни.

Главный дом усадьбы Некрасовых сгорел еще при жизни поэта. Из всех построек сохранилась лишь „музыкантская”, в которой теперь музей. Вот она стоит с заколоченными окнами.

IMG_1934.jpg

История музыкантской забавна. Крепостной оркестр – это …одно из коммерческих предприятий отца поэта. Сельское хозяйство приносило небольшой доход. Духовой оркестр, который отпускался для заработков на именинные обеды и прочие торжества был хорошим подспорьем, и даже заработал себе на отдельный домик в усадьбе.

Поехали дальше по старой костромской дороге! Дело в том, что в старину дорога в Кострому шла по левому берегу Волги, что, впрочем, вполне логично. Кострома-то и лежит именно на этом берегу. Тракт был оживленный, торговый. Соответственно по дороге, которая теперь ведет в тупиковый поселок, с совершенно невяжущимся с этими местами названием Красный Профинтерн, стоит множество купеческих особняков самого любимого мной вида.

img_1935

Красный Профинтерн

Красный Профинтерн – это небольшой поселок на берегу Волги. Последнее время он приобрел в узких кругах культовый статус благодаря некоторым красивым легендам.

Дело в том, что до Советской власти здесь был завод купцов Понизовкиных.

Никита Понизовкин, основатель купеческой династии, пришел в эти места в середине XIX века  “с одной сумой”. Благодаря своему труду и оборотистости, Понизовкин выстроил крахмалопаточный завод, химическое производство, разбогател, а в 1867 г. на пике успеха своего дела… исчез.  Уехал лечиться в Ярославль и больше его никто никогда не видел. Существует легенда, согласно которой Понизовкин принадлежал к религиозному движению так называемых “бегунов” . Богатые русские купцы под конец жизни, исходя из соображений о том, что в могилу с собой богатство не заберешь, и проще верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие Божие, бросали все и совершенно анонимно уходили странствовать по России. Вот, говорят, что и с главой клана Понизвокиных так получилось, и что видели его потом, якобы в Сибири. Красивая легенда.

Жена и сыновья продолжили дело. Производство было расширено, доход имелся. С этих доходов внук Никиты Понизовкина, названный в честь деда, построил, по опять же легенде,  для своей невесты-француженки  в 1912-1914 годах настоящий замок в ложномавританском стиле с элементами модерна.

замок Понизовкиных

Старый дом и Замок Понизовкиных, май 2009 г.

Он был украшен подковообразными арками, пёстрой лепной и резной орнаментальной отделкой, нарядными рисунками мифического содержания. Правда пожить в нем молодоженам не удалось ни дня. Революция, затем Гражданская война…

По слухам Понизовкин уехал в Москву, где след его потерялся.

Послереволюционная судьба особняка-дворца типична. Долгое время в нем размещалась школа. В это время уникальная воздушая система отопления, под которую был спроектирован дом, была заменена на привычную нам водяную. Раньше в подвале располагалась топка, теплый воздух поступал в стены, специально сделанные двойными (для беспрепятственного прохождения воздуха), они прогревались, в доме было всегда тепло и сухо. Водяное отопление принципиально этой задачи выполнить не могло.  К началу 1990-х здание пустовало, в нем потекла крыша и оно начало быстро разрушаться.

Однако и на этом легенды, связанные с Понизовкиными не заканчиваются! Я уже писал на Автозаписках о знаменитом советском гонщике… Понизовкине. Копаясь в журналах я наткнулся на странице 24 октябрьской книжки журнала  “За рулем” за 1989 год на маленькую заметку “ПОМНИМ ТОТ РЕКОРД” в рубрике “События-факты” . Ничем не примечательная историческая справка. Но мой взгляд зацепился за знакомую фамилию…

ponizovkin

ПОМНИМ ТОТ РЕКОРД
Сорок лет назад в таблицах высших достижений по автомобильному спорту впервые появилось русское имя. Мастер спорта Андрей Никитич Понизовкин на рекордно-гоночном автомобиле «Звезда-3» превысил международный рекорд скорости в классе до 350 см3 на дистанции 1 километр со стартом с хода. Он развил среднюю скорость 172,827 км/ч, превысив результат (169,172 км/ч) итальянца Д. Лурани.


Выходит не потерялись Понизовкины в Москве!?

Как всегда, на помощь приходит многоуважаемый и всезнающий Л. Шугуров. Вот что он рассказал в передаче радиостанции «Эхо Москвы» “Парковка”, выведшей в субботу, 8 Январь 2005 г.:

“14 января должен отметить свое 80-летие был бы Андрей Никитич Понизовкин – знаменитый рекордсмен, который на автомобиле «Звезда»у становил несколько Всесоюзных рекордов, которые были выше международных. Это было с 47 по 50 годы. И Андрей Никитич Понизовкин интересен тем, что отец его до революции в Москве был представителем бельгийской автомобильной фирмы «Минерва» и к тому же был старейшина Московского автомобильного общества. Так что гены какие-то дают о себе знать.”
(http://www.echo.msk.ru/programs/parking/33895/index.phtml)

А затем в комментариях к моему самому первому постингу на эту тему встретились родственники Понизвокиных, и выяснилось, что:

“По архивным документам вторым ребенком у Никиты (II) Андреевича родился сын Андрей ок. 1909-1910 г., так как в документах 1913 года называется возраст Андрея Никитовича – 3 года. Таким образом, если приведенная выше цитата была произнесена в 2005 году, то возраст Андрея 80 лет назван неверно, или он не является “тем самым Понизовкиным”.

Опять загадка? Или ошибка Шугурова? Ведь если все так, то цитата должна относиться к 1989 г…

Мы обязательно до этого докопаемся.

А пока, посмотрите на, я полагаю, довольно редкие фотографии замка Понизовкиных. Вообще здание много фотографируют. Еще бы – такое колоритное сооружение, но фотографий внутреннего состояния здания после вывоза из него мусора, датированных 2008 г., я думаю, можно найти немного. Кстати, у замка теперь есть владелец. Это ярославский предприниматель и меценат. Я не уверен, стоит ли называть его фамилию здесь, но, поверьте, этот человек производит очень правильное впечатление.

Подробнее почитать о Понизовкиных и их замке рекомендую здесь. Дальше через село Бор держим путь в Вятское.

img_1938

В Бору восстанавливается здание какого-то местного заводика (оцените уровень промышленной архитектуры конца предыдщуего – начала прошлого века!).

img_19401

Говорят, здесь будет конезавод и база любителей конного спорта. Еще по пути находятся красивые особенно поздней весной озера.

Село Вятское

Село Вятское – большое, старинное (XVI в.!), красивое, старообрядческое стало последней точкой нашего автопробега.

img_1965

Вятское замечательно по многим причинам.

Во-первых, – это огуречная столица России. В царские времена огурцы из Вятского знали везде. А еще огурцы в бочках хранили зимой на дне местной речушки, а потом возили продавать заготовки по всей России.

Во-вторых, Вятское очень интересно в архитектурном плане. Это такой Санкт-Петербург в сельском варианте.

img_1964

Дело в том, что многие крестьяне отсюда уходили на отхожий промысел в столицу, где становились лепщиками. Разбогатев и возвратившись домой строились они по питерскому образцу. Дома, многие из которых, правда пришли сейчас в плачевное состояние, производят особое впечатление.

img_1951

Сегодня в Вятском многое восстанавливается, что-то строится вновь. И это тот процесс, на который тоже очень интересно взглянуть. Вполне возможно, мы присутствуем при рождении новой туристической жемчужины России.

Кстати, в Вятском, когда-то большом торговом селе есть и свой музей – Музей русской предприимчивости.

img_1944

Очень рекомендую договориться об экскурсии со смотрителем музея, г-жой Мальцевой. Вот ее контакты.

Почитать еще:

Share |
Автор: terentief