Автор: terentief

autobahn1
Да-да, именно так пафосно: «Длинный день или большой бросок на Запад»!
Не стану скрывать, что 2200 км, которые мне нужно было преодолеть за двое суток, несколько меня пугали.

Я довольно много езжу за рулем по служебным нуждам. Восемьсот-тысяча русских километров зимней ночью в метель в общем-то меня не пугает, не говоря уж о регулярных 600-700 километрах в день в любую погоду по русским дорогам, ставшими почти привычными. Был год, в который я 52 раза съездил из Ярославля в Москву. При этом моя профессия – вовсе не водитель. Помимо собственно вождения я должен еще и «решать вопросы». Именно мой регулярный опыт ближних и дальних поездок на автомобиле больше всего меня заставлял волноваться. Я прекрасно знаю все сложности и тяготы автомобильного путешествия, особенно в одиночку. Тут и технические неполадки, и борьба со сном на монотонном пустынном шоссе в глуши, остановиться и поспать на котором откровенно страшно, и «дружелюбные» русские ГАИшники.

Пожалуйста, не пытайтесь повторить это путешествие, если вы не уверены, что вы готовы на путешествие ради самого путешествия. На самом деле поездка на автомобиле на такие расстояния выглядит так привлекательно, как она, надеюсь, выглядит для читателей, только со слов не совсем адекватного путешественника. Нормальным людям это ни к чему. Ничего не увидите, устанете, потратите кучу денег без толку. Летайте самолетами. Безопасно, комфортно, удобно. Я серьезно, я не рисуюсь.

Я рассматривал два варианта путешествия.

Вариант «Альфа» – рано утром 31 мая перейти границу с Польшей и остановиться в мотеле в районе Варшавы, как следует отдохнуть и стартовать во Франкфурт рано утром 1 июня с таким, расчетом, чтобы около 18 часов по Москве прибыть в место назначения.

Вариант «Бета» – безостановочное путешествие если не до Франкфурта, то точно до старой границы Восточной и Западной Германии.

Пообщавшись  со своими знакомыми, многие из которых неоднократно совершали автомобильные путешествия в Германию, к своему удивлению, я обнаружил только одного коллегу, проделавшего этот путь в одиночестве и в «беспосадочном» режиме. Им оказался коллега m-v-s. С его слов выходило, что, во-первых, такое путешествие вполне возможно, и занимает оно порядка 32-34 часов, если иметь целью Берлин. Именно эта информация и дала мне повод вполне серьезно рассматривать вполне безумный, на первый взгляд, вариант «Бета».

Тут я кстати вспомнил, что в юности читал интереснейшие мемуары сталинского героя-летчика Коккинаки о его беспосадочном перелете Москва-Владивосток в 30-ые годы прошлого века.

kokkinaki

Разыскал эту книгу на интернете, перечитал. Помимо собственно удовольствия от прочтения сделал еще и практические выводы. Рассчитал потребление топлива так, чтобы максимально далеко углубиться в Европу на дешевом отечественном бензине, и спланировал режим и состав питания так, чтобы вовремя восполнять силы, но чтобы на полный желудок не клонило в сон.

И все равно первые часы путешествия нервозность давала о себе знать. Еще в Ярославской области налетел на штраф за копеечное превышение скорости, причем в стандартную засаду. Минус пятнадцать минут времени. Кажется, короткий промежуток, однако при длительных поездках множество мелких задержек сливаются в долгие часы. Особенно раздражают типичные для России проверки на стационарных постах ГАИ. В стиле: «О, на чужих табличках, иди сюда!» Как будто по прифронтовой полосе едешь, а не по родной стране.

Окончательно успокоился и вошел в ритм я только на границе Московской и Смоленской областей. Только стемнело, в выходные на М1 мало фур, ГАИшники как раз снимаются с мест кормления. Я выставил на круиз-контроле «неинтересную» для них скорость в 105 км/ч по GPS и с приятным карману моментальным расходом в районе 5 л/100 км покатил на Запад.

В больших поездках время и расстояние сжимается. Поначалу считаешь каждый час, каждую сотню километров. Затем счет идет уже не менее, чем на полтысячи. Когда втягиваешься в режим такого путешествия все удовольствие путешествия заключается уже в самоем путешествии. Никакие красоты природы, старинные замки или чудесная программа местного джаз-клуба не заставят остановиться. Это – отдельное удовольствие просто проходить насквозь страны и истории. И делать это быстро.
Путешествие в одиночестве имеет как свои недостатки, так и прелести. Если недостатки очевидны, то о прелестях можно сказать отдельно. Ты можешь просто ехать, ни с кем и ни с чем не сообразуясь, кроме собственно графика. Можно просто валить на все деньги или наслаждаться пейзажем, чтобы потом вообще не останавливаться столько, сколько позволит мочевой пузырь или бак, в зависимости от того, что наполнится или опорожнится быстрее. Кто-то любит мороженое, а кто-то – селедку, а я люблю километры. Эти десятки и сотни километров, они реально калорийны. До Берлина я питался сухим пайком, прихваченым более суток назад из Ярославля.
Двадцать часов «в руле», 15 минут на душ, 5 минут на заполнение бака, – дальше, быстрее, скорей бы начался автобан. Все. Уже Германия.
Удовольствие от такого путешествие – есть удовольствие от дорог его составляющих.
По краям серой ленты дороги, как перфорация кинокадров мелькают прямоугольники со скругленными углами – дорожные указатели. Долго и монотонно синие, – в России и Белоруссии. Потом часто-часто зеленые с красно-белыми номерами дорог в Польше и опять размеренно большие синие шильды немецких автобанов.
Откровенно неприятная серия в этом road-movie только про Россию. В основном даже не из-за качества дорог, М1 – вполне приемлема, а из-за идиотской организации движения, отсутствия разметки, ненужных ГАИшников. По Белоруссии ехать уже просто скучно, но легко. Почти везде лимит – 130 км/ч. И это хорошо, что легко – первая тысяча, как и последняя, самая тяжелая. Далее начинается Польша. Настоящие польские дороги узкие, двухполосные, постоянно идущие по деревням. По ним нельзя валить, по ним нужно просто ехать, наслаждаясь польскими видами и слушая польское радио. А потом, как молодой щенок вырываешься на немецкий автобан… и до первого щита с ценниками ближайшей танкштелле едешь быстро. Но… тут ты как раз и понимаешь, что на самом деле едешь на маленьком маломощном автомобиле, который вовсе не может ехать быстро. Педаль акселератора уже готова провалиться сквозь пол, а сзади вежливо сдерживают ход Porsche и Mercedes’ы. Какой уж тут гран-туризмо :), и ты разумно занимаешь свое место в среднем ряду с его «стосорок-выше-головы-не-прыгнешь»
.

Слава Коккинаки, мой расчет расхода топлива оказался верен. Бак опустел всего за 60 км до белорусской границы.

[31.05.2009 00:15Msk] 676 км на заправке LUKoil я сделал первую получасовую остановку. Заправился, перекусил: немного свежего салату с белым куриным мясом, – опять же по рекомендации легендарного летчика, плюс полплитки чорного шоколаду. Рекомендованные Коккинаки таблетки коки пришлось, к сожалению, заменить на «кока-кола ляхт». Самочувствие отличное.

[31.05.2009 01:23Msk] 733 км без запинок прошел белорусскую границу. Никто не останавливал, только оплатил транзит.

[31.05.2009 03:38Msk] 962 км. Минск.

Начинает светать, на пункте оплаты за проезд по платной дороге меня единственный раз останавливает озябший от утренней свежести молоденький белорусский ГАИшник. Просто хотел попросить закурить, документы и содержание багажника не заинтересовали.

[31.05.2009 07:09Msk] 1330  км подъезжаю к Бресту, быстро заправился на одной из последних станций LUKoil и сразу на границу. Время по местному еще раннее, – полседьмого утра, есть надежда, что на границе пока немноголюдно.

brest

Границу перехожу гладенько и быстро. Белорусы приветливы и вежливы. Среди таможенников находится земляк, – тверской, – доброжелательно объясняет, что к чему. На польской стороне пани-пограничница просит показать наличные деньги, ее впрочем вполне устраивает демонстрация некоторого количества рублей, евро лежат далеко в багажнике. Длинная немецкая виза в моем паспорте вызывает положительную реакцию.

[31.05.2009 08:20Msk] 1349 км. Менее, чем через час я уже стою на съезде на маленькую полевую дорожку за Терешполом.
Самочувствие субъективно абсолютно нормальное. Следуя варианту «Альфа» продолжаю двигаться в направлении Варшавы.

poland sommer
Мне очень нравится в Польше. Стоит ли говорить о том, что, как только я пересек границу, небо сделалось голубым, умытые ночной росой, сплошь обработанные поля заблистали ярким желто-зеленым узором. На любимой «Тройке», третьем канале польского радио, поставили новую джазовую пластинку, которую я обязательно куплю, как только окажусь в каком-нибудь музыкальном лабазе.

В Польше еще раньше, чем в Белоруссии: минус два часа. Дороги почти пусты, редкие паны на своих маленьких самоходах – все сплошь FIATы, едут очень бодро, явно не в соответствии с местными лимитами скорости. Решив не выделяться из толпы, я пристраиваюсь в хвост к группе поляков, идущих вместе, и очень скоро оказываюсь почти под Варшавой, в районе Минска Мазовецкого. Останавливаюсь на второй получасовой перерыв и завтрак. На парковке у лесного «заязда» встречаю целый бивуак джиперов: чумазые джипы, явно после каких-то вчерашних покатушек.

Завтракаю остатками салата и куриной грудки. Все вполне свежее. Незадолго перед поездкой в бардачке Ciroen’а, бездонном как мусоропровод, обнаружился воздуховод, превращающий его в натуральный холодильник. Опция обычная по нынешним временам, но при покупке автомобиля я про нее не знал – приятный сюрприз. Пользуюсь регулярно, особенно в России, где зачастую найти вызывающее доверие придорожное кафе сложно.

Движение по прежнему слабое, поляки проснулись, но еще никуда не поехали, очень ходко дохожу до Варшавы. На том, маршруте, по которому меня тянет навигатор очень много дорожных ремонтов. Если бы движение было хоть чуть оживленнее, были бы пробки. Самочувствие абсолютно нормальное, время раннее, решаю в Варшаве не останавливаться, тем более, что ровным счетом никаких чувств к этому городу не испытываю и следую дальше, на Познань. Я уже почти 17 часов в пути, и мне даже самому подозрительно, что чувствую я себя совершенно нормально, спать не хочу, сыт, бодр, любуюсь окрестностями и с удовольствием слушаю польское радио.
Все же в превентивном порядке перед Познанью решаю сделать еще одну остановку в понравившейся «господе» в польском стиле. Там оказывается всего за 10 злотых,- это около 100 рублей, можно принять душ и почистить зубы, – утренняя привычка, выработанная годами. Вообще единственное дискомфортное ощущение на всем протяжении поездки – это невозможность нормально снять сальную маску с лица. Душевые кабинки аккуратные, все пристойно. Пятнадцать минут под душем, злобная мятная паста и у меня вообще такое ощущение, что я только что выехал из Ярославля. В этот момент я окончательно принимаю решение следовать плану «Бета». И начинается новая порция пожирания километров.

Заехав на короткое время в Познань и убедившись в том, что это редкостная дыра, встаю на платную автостраду и на ста сорока по круизу мчусь в сторону Германии, притормаживая только на «пунктах побора оплаты дороговой». Перед границей дорога сужается, но иду пока все равно очень ходко. Появляется множество фур, по сторонам дороги польские крестьяне чуть ли не даром отдают клубнику и свежую спаржу. Типичная картина: на обочине «малюх», импровизированный прилавок из старых ящиков, в шезлонге кемарит коренастый крестьянин, прикрывшись какой-то тряпицей. Отдельное развлечение читать их «рекламу» на немецком – «erdtbier ferkauf, frische schpargel» :) Останавливаюсь и покупаю за евро здоровенный туесок обалденно вкусной клубники и съедаю ее с бутылкой польского молока. Рисковано, конечно, в путешествии, но очень вкусно. «А пан желает бардзо вкусный арбуз», – на смеси русского и польского говорит польский дедок. Арбуз не пожелал, купил в подарок друзьям немцам пучок отличной спаржи. Как раз заканчивается шпаргельцайт.

До границы всего километров сорок. Начались указатели на немецкие населенные пункты с буквой «D» в овале. Еще немного и я выйду на оперативный простор. Перед самой границей дорога совсем узкая, много фур, иду не более 70-80 км. И вот пустые пограничные сооружения, синий шильд с европейским звездным кругом – Германия! Вырвавшись на широкое полотно автобана, я пришпорил свой красный вуатюр и очень скоро на синих шильдах замелькали Потсдам и Берлин!

Останавливаюсь на паркплатце, чтобы позвонить домой. Паркплатце на немецких автобанах всегда драматически шокируют меня летом. Только что ты мчался в стальном потоке мощных автомобилей, изрыгающих тонны выхлопных газов, да и сейчас этот поток всего в сотне метров от тебя. А тут на паркплатце буквально с ног валит аромат акации и липы, воздух напоен запахами летнего леса, на аккуратных деревянных скамеечках стандартное немецкое семейство, уплетает аккуратные бутерброды из плетеной корзины и с любопытством глазеет на красный ситроен на русских табличках и бородатого человека с красными глазами, говорящего по двум мобильным телефонам одновременно и еще что-то делающего со своим маленьким ноутбуком.
Крюк в почти 250 км после пройденных двух тысяч не кажется крюком, меня как магнитом тащит в Берлин, где я был зимой. Меняю на навигаторе Фрапорт на Унтер ден Линден и вперед. Вот уже предместья немецкой столицы, начинаю узнавать улицы, вот массивный Темпельхоф, в очередной раз произведший на меня сильное впечатление, вот поворот в центр, вот показалась башня Фернзеетурм, но… полицисты не дают проехать непосредственно на Улицу по Липами! В городе какое-то мероприятие или концерт, всех направляют в объезд, машину приткнуть совершенно некуда, кругом скопления безумной берлинской молодежи самого неприятного мне типа – с прическами в стиле «сынок-тебя-причесать?» и серьгами в носах и пупках. Да и часы показывают 21:30 по Москве или начало восьмого по местному времени. Я отчетливо понимаю, что не имея забронированной гостиницы в районе Франкфурта спешить туда смысла нет ровным счетом никакого, поздно ночью можно запросто остаться без ночлега или придется здорово переплатить в в каком-нибудь мерзком современном отеле при дороге.
Опять меняю цель на Фрапорт и принимаю решение двигаться с как можно более высокой скоростью в течение еще одного часа, после чего, сваливаться с автобана и искать ночлег в деревенских гастхаузах.
Время и расстояния начинают постепенно разжиматься. И тут на меня начинает наваливаться усталость. Я три (!) раза проезжаю нужный поворот в знакомом в принципе месте в Берлине. Мне очень повезло, что на выезд из города не было пробок – воскресенье перед нерабочим понедельником – Троица. Через час я уже мирно и неспешно катил по деревенской дороге, рассматривая вывески на домах. Первая пара гастхофов оказалась закрыта, но в третьем шла типичная немецкая деревенская жизнь. Во внутреннем дворике толпились немцы с пивными кружками уже изрядно навеселе. Песен пока не пели, но уже шумели. В ресторане, куда я зашел в поисках хозяев, сидел местный бомонд за кофе и десертом, дети у двери играли с большой собакой. Тетушка-хозяйка, конечно же, по-английски не говорила, но комнату предложила. За… EUR60 с завтраком. Это очень дорого для деревенского постоялого двора. Но сил у меня уже не было и я согласился. Попросил только разбудить не позднее условленного часа и накормить ужином. Заселился в превосходную комнату во внутреннем дворике, умылся-переоделся и направился в ресторан.

gasthaus

Заказал все “тёпише дойч”: кусок свинины с капустой, тут же потребовал пива, причем пожелал “Берлинера”. Из каморки, где гудели местные выполз старичок хозяин, тоже очень “тёпишь”. Коренастый старичок лет семидесяти, с трудовыми корявыми руками и изучающим тебя взглядом немного из-под бровей. Посмотрел на меня, потом вышел посмотреть на мою машину на парковке. Все очень спокойно, как будто я – предмет неодушевленной природы. Потом подал мне кружку “Берлинера”

– Из России?

Я согласился.

– Домой?

– Нет, в Гессен, под Франкурт.

–Опель что ли покупать? (в эти дни все газеты как раз пестрели заголовками о покупке Опеля концерном Magna и Сбербанк)

–Да нет, я предпочитаю Ситроён.

Народ за соседними столиками, слышавший этот утрированный моим плохим немецким и его старческой неторопливостью диалог, просто взорвался от хотхота. Вот так и устанавливаются добрососедские отношения между народами. Потом была еще пара кружек пива, угощение моим “березовым” самогоном хозяина и пивом соседей за другими столиками, да и вообще приятный вечер.

Первый самый длинный день путешествия закончился, ну, просто расчудесно. Сам не ожидал. А так мандражировал. Всего-то 2.200 :)

Почитать еще:

Share |
Автор: terentief