Автор: terentief

карта путешествия

Маршрут:

М8: Ярославль – Переславль-Залесский – P-74 (съезд с Переславской окружной дороги): ЕлизаровоСимаЮрьев-Польский (12:25-15:00, 2 часа 30 минут, 197 км)Местные дороги б/н: Городище – Скомово – Осовец – Гаврилов ПосадКибергино – Нерль – P-152: Тейково – Ильинское-Хованское – Белогостицы – М8: Ярославль (12:25-21:10, ~9 часов, 454 км)

Представляю краткий :) отчет об очередном нашем путешествии выходного дня в Юрьев-Польский. Путешествие и в самом деле было довольно непродолжительным. Мы стартовали из Ярославля около полудня, и скоро и привычно достигнув  Переславля-Залесского по привычной М8, свернули на дорогу к Юрьеву-Польскому.

Елизарово

Дальше по дороге попалось нам село Елизарово. Ничем не примечательное, но глаз зацепился за эклектичный храмовый комплекс.

Елизарово

Колокольня, как у нас в Поречье-Рыбном.

Елизарово колокольня

На колонны местные не поскупились. Аж по двадцать (!) штук на каждом ярусе.

Елизарово

А рядом два приземистых и, кажется (я полный профан в архитектуре), более поздних храма в совершенно ином стиле.

Сима

Первое интересное место на нашем пути – это Сима. Большое село, стоящее на речке с названием, веселящим слух автолюбителя-франкофила – Симка.

Здесь частично сохранилась усадьба Голицыных, где провёл последние месяцы своей жизни Багратион. В усадьбе есть небольшой музей Багартиона. Если есть время, остановитесь, ознакомьтесь, будете знать, чей портрет изображен на пробке Кизлярского коньяка. Может быть, злая шутка, но довелось как-то в компании спорить на эту тему.

Кизлярский коньяк с портретом Багартиона

Юрьев-Польский

IMG_5115

Основан в 1152 г., но городом официально стал в 1778 г.

Город с названием, вводящим в заблуждение современного русского. Первое что приходит в голову, когда размышляешь о его происхождении – мысль о связи с польским присутствием в России. Это логично, но не правильно. Современному русскому, конечно же, ближе год 1612 с его польской интервенцией, Мининым и Пожарским, множеством книг и фильмов о тех событиях, а не год 1152, когда Юрьев был основан Юрием Долгоруким. Поляки к истории названия города не имеют ровным счетом никакого отношения. Город возник в центре Владимирского Ополья.  Ополье – это край полей. Облик Ополья резко отличался от близлежащих лесистых районов (сосед Юрьева – Переславль-Залесский), ведь вокруг Юрьева – холмы и поля, а лесов немного. Более правильно было бы называть Юрьев не “Польский”, но “ПольскОй”, как впрочем в старые времена его и именовали.

Юрьев-Польский – город интересный прежде всего потому, что здесь ничего не происходит аж с XV, а то и с XIV века. Для города это, может быть, отчасти и беда, но для нас – путешественников во времени и пространстве – самое интересное.

300 первых лет истории города ознаменованы бурными и значительными событиями. Город был даже центром удельного княжества одного из внуков Долгорукого,  а затем несколько раз приходили татаро-монголы, рушили и жгли город. В конце концов столица переместилась из Владимира в Москву, и Юрьев оказался совсем в стороне от всех важных путей сообщения и торговых путей. Наступило сонное безвременье. Не случайно Юрьев-Польский был избран в качестве натуры для съемки эпизодов фильма «Золотой теленок», происходящих в затрапезном городе Арбатов.

В этом фрагменте фильма видны и постройки Юрьева-Польского “кремля”, и старинные торговые ряды и древние земляные валы, по которым вприпрыжку скачет колченогий Паниковский. В почти идеально круглом кольце земляных валов и расположился Юрьев.

валы

Валы не очень хорошо сохранились, но в одном месте все же довольно высоки. Внутри валов идет жизнь, которая, бьюсь об заклад, не сильно изменилась за последние лет, скажем, триста.

IMG_5237

Домики, огороды, яблони. Тяжелый мат из окон и крепко выпившие мужички с упрямство бычка, который идет-качается-сейчас-он-упадет, пробираются домой. Женщины, возраст которых можно с легкостию определить и в тридцать, и в пятьдесят лет, спешат кто в церковь, завязывая на бегу в платочек, кто в рано закрывающийся магазин, сжимая в руке пластиковый мешочек. Мальчишки рвут яблоки-дички, кидаются, галдят. И только девочка на розовых роликовых коньках напоминает о том, что на дворе все же 2009 год.

Внутри земляных валов стоит Михаило-Архангельский монастырь XIII века. Ворота монастыря венчает надвратный храм Иоанна Богослова XVII века.

Надвратная Богословская (Иоанна Богослова) церковь, Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском

Монастырь окружают стены. Западная – совсем как у больших русских кремлей. Довольно высокая с бойницами, с башнями.

Западная стена Юрьев-Польского кремля

А вот три других стены – как декорации. Низенькие, с низенькими же игрушечными башнями, в точности копирующими башни “взрослые“.

Восточная стена Юрьев-Польского монастыря

Особенно забавно то, что стены эти… ниже окружающих их снаружи земляных валов, с которых внутренняя часть монастыря – как на ладони.

Вид на Юрьев-Польский кремль с валов

Впрочем, ничего удивительного тут нет. В старые времена – валы и были основным укреплением города, а в новая – кирпичная стена выполняла исключительно роль монастырского забора, не неся никакой оборонительной функции.

Внутри Архангельского монастыря необычайно покойно и уютно. Он не просто маленький, он какой-то миниатюрный, много зелени, цветов. Здесь всего один большой храм – Михаило-Архангельский собор.

Михайло-Архангельский собор

Архангельский храм Архангельского монастыря в Юрьев-Польском

При нем шатровая колокольня, на нее можно подняться и посмотреть на город Арбатов сверху. Почти весь и увидишь. На колокольне старинные колокола.

колокол

Монастырь, оказывается, действующий. Впрочем неудивительно, в Юрьев-Польский “кремль” туристы караванами не приезжают, слишком уж городок не по пути. Немногочисленная братия в эти колокола чудесно звонит.

Наследие смутных перестроечных времен флейта водосточных труб “колокола” из обрезанных кислородных баллонов.

колокола из кислородных баллонов

Кстати, неоднократно приходилось слышать от людей, близких к колокольным делам, замечание о том, что кислородные баллоны лучше колоколов… Настроить тон точнее можно. Впрочем, в некоторых христианских конфессиях встречаются священники женщины и даже содомиты.

IMG_5179

На территорию монастыря перевезена потрясающая деревянная церковь (!) XVII века.

IMG_5181

Чтобы увидеть самое главное, что есть в Юрьеве-Польском, надобно однако из монастыря выйти, немного пройти и вдруг перед тобой откроется Георгиевский собор.

Юрьев-Польский. Георгиевский собор

Уже по самой форме храма видно, что это не Россия, но еще Русь. Домонгольская. Первоначально воздвигнут  собор в XIII веке. Первый собор рухнул через 78 лет из-за… землетрясения! Затем его в XV веке сожгли татары. Сейчас мы видим реконструкцию XV века.

Но не собственно архитектурные формы собора, достаточно к тому же спорные вследствие множества перестроек, потрясают воображение, а его внешний декор. Собор покрыт от фундамента до маковки каменной резьбой.

Каменная резьба Георгиевского собора в Юрьеве-Польском

Нет, не просто резьбой, но потрясающей вязью.

Колонны Георгиевского собора в Юрьеве-Польском

Нет, не вязью, изумительным кружевом. Нет, кружево – это слишком легкомысленно. В общем, описать это сложно, лучше увидеть. Я такого не видал еще нигде, правда, я не был в Италии.

Нижний ярус составляет так называемая “земля” – изображения животных и птиц, как реальных, так и фантастических, хотя, откуда нам знать, что было в Средние века реальным, а что фантастическим, опутанных изящным растительным орнаментом.

Георгиевский собор. Резьба по камню
Оторваться от этих плакеток невозможно. Изящество, гротеск, стиль, декоративность. Похожее ощущение кстати вызывает декоративность венского югендшитля.

Входы в храм стерегут львы.

Львы. Барельеф Георгиевского храма в Юрьеве-Польском7

Самые мои любимые древнерусские львы то ли лежат, то ли пригнулись для прыжка, то ли приветствуют посетителя поднятой лапой. Лица человеческие. Может это не львы, а коты ученые? Присмотреться если, – видно – язык львы прикусили. Прихожане должны соблюдать в храме тишину.

Львы. Барльеф Георгиевского храма в Юрьеве-Польском

Кто придумал этих львов, этих фантастических животных? Откуда все эти звери в России? Забредший в далекий скифский край итальянец? Или наоборот русский художник вернулся с волошских каникул? Или это все наше местное, родное, ведь львов сколько угодно в росписях Русского Севера…

Лев Георгиевского храма

За “землей” идет нижнее небо. Здесь изображены святіи пророци, апостоли, святители и преподобніи.

Георгиевский храм. Северный вход.

Фрагмент декора Георгиевского храма. Юрьев-Польский

Скользя взглядом по лианам растительного орнамента карабкаешься на небо все выше и выше и вдруг едва ли не под облаками видишь… слона-элефанта.

Слон-элефант. Фрагмент декора Георгиевского собора. Юрьев-Польский

Что он делает на небе? Неизвестно. Но известно, что одну из реконструкций храма производили пришлые мастера-москвичи, ставившие выпавшие резные камни облицовки не на их законные места, найти которые было сложно, а как придется. Наверное так и слон вознесся на небо. Это же Россия: и невозможное возможно… (с) А. Блок.

Еще одной, кроме “кремля” архитектурной доминантой Юрьева-Польского является Свято-Покровская церковь (XVIII в.), высокую колокольню которой хорошо видно от Георгиевского собора.

Свято-Покровская церковь (XVIII в.) Юрьев-Польский

Неоштукатуренная колокольня из крашеного красного кирпича имеет цвет кровяной колбасы, отчего производит несколько странное впечатление. Однако строил это храм человек не просто талантливый, но истинный архитектор!  С какой стороны не подходи к церкви, смотрится она исключительно выгодно, отражаясь в водах абсолютно безмятежной речушки Колокши.

Колокша. Отрожение Свято-Покровской церкви. Юрьев-Польский

Речушка, по-видимому чистая. Местные бабушки в ней стирают, у каждого двора для этого устроены мостки.

Колокша. Мостки

Старина и современность образуют особый сплав в Юрьеве-Польском. Что там церквушка на фоне небоскребов-книжек Нового Арбата.

На улице “Первое мая“…

Юрьев-Польский

… стоит любимого моего типа “островский” купеческий особнячок.

Особнячок

А вот она советская новь и русская старина в своем неразрывном единении

Юрьев-Польский. Николо-Введенский монастырь

Это Никоно-Введенский монастырь, построенный на месте где родился преподобный Никон Радонежский – ученик и преемник Сергия Радонежского.

Гаврилов Посад

Возвращаться домой по опостылевшей хуже Советской власти и мартовского снега трассе М8 “Холмогоры” мы с коллегой не имеем ни малейшего желания. Решаем рискнуть подвеской нашего хрупкого французского вуатюра и собственными позвоночниками (подвеска мало того, что хрупка, но еще жесткая и короткоходная). Продолжаем нашу путь через Гаврилов Посад на Тейково, а оттуда на Ильинское-Хованское и Белогостицы. Поворот с P-74 на дорогу в Гаврилов Посад нам помогает найти навигатор, а вот дальше ему верить не стоит. Он тащит по жуткого качества грейдеру. Лучше поверить дорожному указателю, потерпеть около километра свежеотсыпанного грейдера и двигаться далее уже по асфальтовой дороге с переменного качества (от 0,5 до 1,0 ситроенов) покрытием.

Гаврилов Посад тоже живет в безвременье, а может быть и в прошлом. Внешний вид его вполне по-среднерусски депрессивен. Событий здесь происходит мало. Разве что, кавказский предприниматель раскопает для строительства кабака старинное кладбище и растащит русские кости по всей округе на потеху собакам. На строительство на кладбище разрешение, кстати, дал вполне православный русский священник. А потом ужаснувшиеся местные да присланный епархией игумен будут судится с предпринимателем, а предприниматель с городским головой. Скучно… Россия, достоевщинка…

А вот в старые времена! В старые времена Гаврилов Посад звучал на всю Россию! Еще при царе Горохе Иване Грозном славилось местечко своими конями!

Да не просто конями, – богатырями, тяжеловозами. Самосвалами, тягачами и тракторами безмоторной русской экономики. Вот такими!

Владимирский тяжеловоз

Иными словами, Гаврилов Посад – это едва ли не русский Штуттгарт :)

Вот смотрите, и гербы похожи :)

Гербы Гаврилова Посада и Штуттгарта

Название Штуттгарта происходит от выражения “stutten garten” – кобылий сад. Только вот в Штуттгарте изобрели автомобиль и делают Porsche и Mercedes, а в Гаврилов Посаде по-прежнему стоит только здание конезавода, выстроенное еще по высочайшему указу Екатерины Великой в 1783 году.

Гаврилов Посад конезавод

Вот он легендарный конезавод с гарцующим конем на флюгере.

Сейчас, конечно, роль владимирских тяжеловозов в экономике не велика. В кино, правда, их снимают, например, в фильме “Илья Муромец” участвует конь из Гаврилова Посада. А ведь сколько в лежащих вокруг богатых городах любителей конного спорта, конных прогулок… Но нет пока ни кавказского, ни русского предпринимателя, который занялся бы не выкапыванием костей и строительством кабака, а конезаводом. Наверное и не будет.

Еще Гаврилов Посад знаменит тем, что это родина двух замечательных людей.

Во-первых, местечко оспаривает право быть родиной богатыря Алеши Поповича у Семибратова, что недалеко от Ростова Великого (это впрочем другая история и мы ее как-нибудь коснемся).

Во-вторых, утверждается, что отсюда родом купцы Синебрюховы те, что потом перебрались в Петербург и основали в Хельсинки пивоваренную компанию, известную ныне по всей Европе. Говорят, что раньше купцы звались Краснобрюховыми. Фамилия их чем-то не устраивала, и они подали прошение Павлу I о ее смене. Тот просьбу удовлетворил по-своему:  “Цвет изменить, брюхо оставить”. Затем, уже в новейшее время и на западном рынке фамилия изменилась еще раз. Пиво теперь зовется не “Синебрюхов”, что уж очень сложно для неславянских народов, а просто – “Koff”.

koff

Дальнейший наш путь лежит в Тейково. Дорога обычная, среднерусская. То превращается в бесшумную ландштрассе, то начинает бить в подвеску ударами русского кузнеца. Соотношение примерно 50 на 50.

По пути узнаем, что Россия – не только родина слонов, но и киборгов. На высоком берегу Нерли стоит село Кибергино с церковью, шпиль которой более напоминает кирху. Тейково ничем не примечательное село как бы гордского типа с советским центром.

Дорога начинает все больше напоминать древний Ростово-Суздальский тракт, частью которого, она в принципе и является. Ильинское Хованское, село пожалованное Пожарскому за заслуги перед Отечеством, проходим уже после наступления темноты, без заезда. Перед самым выездом на М-8 проезжаем поворот на Николо-Перевоз, где есть  старинная водонапорная башня, снабжавшая водой по деревянным (!) трубам Ростов Великий, стоящий на огромном озере Неро, вода которого, между тем, для питья не подходит.

Все это уже другие истории, ждущие своих солнечных свободных выходных, которые мы проводим в мало кому известной и мало кого интересующей стране России.

Почитать еще:

Share |
Автор: terentief