Автор: terentief

Копаясь в старых “За рулем” я наткнулся на странице 24 октябрьской книжки журнала за 1989 год на маленькую заметку “ПОМНИМ ТОТ РЕКОРД” в рубрике “События-факты” . Ничем не примечательная историческая справка. Но мой взгляд зацепился за знакомую фамилию…

ПОМНИМ ТОТ РЕКОРД
Сорок лет назад в таблицах высших достижений по автомобильному спорту впервые появилось русское имя. Мастер спорта Андрей Никитович Понизовкин на рекордно-гоночном автомобиле «Звезда-3» превысил международный рекорд скорости в классе до 350 см3 на дистанции 1 километр со стартом с хода. Он развил среднюю скорость 172,827 км/ч, превысив результат (169,172 км/ч) итальянца Д. Лурани.


А. Н. Понизовкин

Сегодня любой спортсмен, выступающий на гоночном автомобиле, например, формулы «Восток», даже не задумывается над тем, что выходит на этот скоростной режим. Однако в те далекие годы 173 км/ч мог развивать лишь специальный «супергоночный автомобиль». Вслед за А. Понизовкиным А. Амбросенков, Э. Лорент, В. Никитин, И. Помогайбо, И. Тихомиров и другие советские спортсмены не раз превышали международные рекорды скорости. К сожалению, сегодня рекордные заезды стали редким явлением в нашем автомобильном спорте, и остается лишь пожалеть, что заложенные сорок лет назад традиции предаются забвению.

Итак, кто он, – Андрей Никитович (Никитич?) Понизовкин. Дело в том, что Понизовкины в Ярославле – это фамилия очень известная.
Никита Понизовкин – один из первых русских капиталистов – владелец крахмалопаточного завода, ныне комбината “Красный Профинтерн” в одноименном населенном пункте.

Однако особо запомнилась мне фамилия Понизовкиных в связи с одной красивой легендой. По преданию, внук Никиты Понизовкина, названный в честь деда, построил для своей невесты-француженки необычное здание. По его заказу в1912-1914 годах неизвестным талантливым архитектором на берегу Волги был сооружен настоящий замок в ложномавританском стиле с элементами модерна.

Он был украшен подковообразными арками, пёстрой лепной и резной орнаментальной отделкой, нарядными рисунками мифического содержания. Правда пожить в нем молодоженам не удалось ни дня. Революция, затем Гражданская война…
По слухам Понизовкин уехал в Москву, где след его потерялся. Послереволюционная судьба особняка-дворца типична. Долгое время в нем размещалась школа. В это время было принято первое роковое решение в судьбе здания – о замене воздушной системы отопления, под которую был спроектирован дом, на водяную. Раньше в подвале располагалась топка, теплый воздух поступал в стены, специально сделанные двойными (для беспрепятственного прохождения воздуха), они прогревались, в доме было всегда тепло и сухо.

Батареи водяного отопления, гревшие только внутренние стены, плохо справлялись со своей задачей. После школы в здании разместился клуб, потом – библиотека заводского Дома культуры. К началу 1990-х здание пустовало, в нем потекла крыша, денег на ремонт которой не нашлось ни у государства, ни у владельцев комбината….

Что еще известно о Понизовкине из других источников? Как всегда, на помощь приходит всезнающий Л. Шугуров. Вот что он рассказал в передаче радиостанции «Эхо Москвы» “Парковка”, выщедшей в субботу, 8 Январь 2005 г.

“14 января должен отметить свое 80-летие был бы Андрей Никитич Понизовкин – знаменитый рекордсмен, который на автомобиле «Звезда»у становил несколько Всесоюзных рекордов, которые были выше международных. Это было с 47 по 50 годы. И Андрей Никитич Понизовкин интересен тем, что отец его до революции в Москве был представителем бельгийской автомобильной фирмы «Минерва» и к тому же был старейшина Московского автомобильного общества. Так что гены какие-то дают о себе знать.”
(http://www.echo.msk.ru/programs/parking/33895/index.phtml)
Подробнее о Понизовкиных можно прочитать тут

Итак, можно ли предположить, что гонщик Понизовкин – родственник ярославского Понизовкина? Во всяком случае совпадение отчества и дат дают определенную надежду. Однако даже, если мое предположение и ошибочно – это все равно отличный повод вспомнить красивую легенду и красивое место. Будем копать :)

Share |
Автор: terentief