Автор: terentief

IMG_7018

На Рождество в этом году мы с коллегой Leo решили организовать Малую Рождественскую экспедицию в Толгский монастырь. До нас дошли слухи, что в монастыре в этом году устроен необычный рождественский вертепчик, а еще некоторые из членов экспедиции вообще никогда не были в этом красивом и богатом монастыре, а некоторые мечтали туда попасть еще с прошлогоднего Яблочного Спаса, но все им не было дороги. А теперь обо всем по порядку. О том, что такое рождественский вертепчик, чем замечателен монастырь, и как до него добраться.

Экспедиция наша была разделена на 2 отряда. Один  собственно автомобильный двигался по стандартному маршруту. Вот небольшая схема для иногородних и малограмотных.


Просмотреть Дорога в Толгский монастырь на карте большего размера

Эта часть нашей экспедиции была наиболее приятной и простой, если исключить, конечно, нечищеные толком заснеженные ярославские дороги.

Второй отряд под руководством коллеги Leo героически направлялся к монастырю через Волгу по ледяным торосам сквозь порывы крепкого волжского ветра. Связь мы держали между собой для пущей экзотики и на радость детям при помощи портативных мотороловских раций, которые Дед Мороз подарил коллеге terentief’у на Новый год.

Отряду, двигавшемуся через Волгу со стороны Павловского парка, пришлось нелегко. Небо хмурилось снежными тучами, снежные заряды были в лицо. Монастырь представал неприступной средневековой крепостью, каковой и стал он после полного уничтожения поляками прежнего, деревянного монастыря в Смутное время.

IMG_6839
Каменные стены и башни возведены были в конце XVII в. и в общем-то как и многим другим русским монастырям Толгскому уже более не пригодились. Но об этом мы поговорим как-нибудь попозже, когда наконец выйдет в свет наш отчет о секретной летней экспедиции по Русскому Северу.

IMG_6839
И только когда маленький отряд командира Leo вышел к воротам монастыря, погода начала налаживаться.

IMG_6839

Небо прояснилось, снег прекратился, ветер утих, а из-за снежных туч вышло уже низкое северное солнце.

IMG_6858

Вход в монастырь находится с Северо-Западной стороны. Те ворота, что выходят на Волгу обычно закрыты и открываются, кажется, только на Толгин день, 21 августа. Поэтому отряду, идущему с Волги надо было обойти стены монастыря и дойти до проходной. Здесь экспедиция и воссоединилась. Чтобы попасть в монастырь надо пройти через похожую на обычную – заводскую проходную, расположенную в зеленом здании у внешней, бетонной стены, ограждающей расширившуюся территорию монастыря. Здесь уютно сидят на батарее кошки, а у монашки в будочке можно спросить дорогу, уточнить правила поведения в монастыре, взять по летнему времени платочек или кусок материи для имитации юбки. Далее вы пройдете через обширную хозяйственную территорию. Монастырь богатый, с хозяйством: огороды, парники, пашня, пасека, пруды.

Толгский монастырь знаменит прежде всего своей чудотворной иконой Толгской Богоматери. Чудотворная икона была явлена епископу Ростовскому Трифону в 1314 году. Темный лик этой иконы, с черным от страдания лицом Богородицы, особенно в первый раз производит сильнейшей неизъяснимое впечатление. С одной стороны это чрезвычайно выразительное старинное произведение изобразительного искусство, с другой стороны – это древняя намоленная икона. Подходить к ней во второй раз даже немного боязно.

Сейчас икона постоянно хранится уже не в музее, а в самом монастыре, в церкви Воздвижения Честного Креста Господня.

Любопытно будет также обратить внимание коллег на то обстоятельство, что Толгский монастырь есть, если можно так выразиться, место упокоения… известного литературного героя — кн. Андрея Болконского. А вернее, его наиболее вероятного прототипа, героя Отечественной войны 1812 г. — Н.А.Тучкова. Останки генерал-лейтенанта Тучкова покоятся Спасском храме монастыря.
IMG_6858

Вообще говоря, в Ярославле существует стойкий городской миф о том, что “дом Болконского”, описанный Львом Толстым в «Войне и мире», где князь встретился с Наташей Ростовой после Бородинского сражения – это двухэтажный особняк XVIII века, находящийся за Арсенальной башней в Медвежьем овраге у Волжской набережной.

Дом князя Андрея Болконского на Волжской набережной в Ярославле

Вот он на карте:

Просмотреть Дом Болконского на карте большего размера

В монастыре особенно уютно, конечно, летом. Всюду зелень, яркие цветочные клумбы. Но и зимой уютно. Особенно птичкам. Для них устроены специальные, необычайно красивые кормушки.

IMG_6839

Мне поначалу казалось, что птички боятся в них залетать – слишком узкие окошки, а некоторые еще и украшены настоящими витражами!

IMG_6839

Но нет, как только я со своей большущей пугающей камерой отошел подальше, распушившиеся на морозе до величины небольшого голубя воробьи и нарядные синички-гаечки с удовольствием забрались внутрь домика и стали таскать семечки.

Ну, а теперь монастырское развлечение, которого так ждали дети-участники экспедиции — рождественский вертеп! Ну, а что же такое “вертеп“?

В современном русском языке – слово “вертеп” имеет ярко выраженную негативную окраску и и употребляется для усиления отрицательной характеристики явления. Вспомним, например, выражение “разбойничий вертеп“. Однако на старославянском это слово означает всего лишь… пещеру! Христос ведь родился в пещере, поскольку Иосифу с Марией не нашлось места в гостинице в Вифлееме, переполненном по поводу объявленной царем Иродом переписи. Единственным убежищем для Святого семейства оказалась пещера,  которую по традиции использовали как загон для скота.

Вот как описаны Рождественские события в Евангелии от Луки:

Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лк.2:4-7)

В Средневековье в Западном христианстве возникла традиция устраивать рождественские кукольные представления, события которых, естественно происходили в пещере, то есть в вертепе или вертепчике. Из Западной Европы традиция проникла сначала в Польшу, а затем через Западную Украину и в Россию. Вот, смотрите, – это сцена для вертепной драмы у стен одного из католических монастырей Кракова в Святки 2009 г.

IMG_0242-3

Представление, правда, окончилось, актеры ушли, остались только ясли.

IMG_0243-3
А вот вам для настроения самая известная польская колядка – “коленда” по-польски “Lulajze Jezuniu”, без исполнение которой Рождество в Польше не наступает.

Часто, помимо собственно представления, около церквей устраивали и небольшую скульптурную композицию: гротик с фигурками Марии с младенцем и Иосифом, волхвами, принесшими дары Христу, пастухами и, конечно же, овцами и барашками. Вот характерная фотография прошлогоднего рождественского вертепчика при кирхе в маленьком немецком городке на Востоке Германии.

IMG_0334-2

Однако для Русского Православия такие формы рождественского вертепа нетрадиционны. Это связано прежде всего с очень осторожным отношением к скульптуре и резным изображением в православной традиции. Запрета на использование скульптурных изображений у нас, конечно, нет. Однако в старинные времена было принято воздерживаться от их использования в убранстве русских храмов, во избежание напоминаний о старославянских деревянных языческих идолах. А после польской интервенции Смутного времени появились и новые, по большей части политические, причины избегать использования религиозных скульптур, так характерных для католической и особенно польской традиции. Сегодня русский вертеп — это обычно сплетенный из еловых лап грот, в котором помещена икона Рождества Христова. Вот пример из расположенного в самом центре Ярославля Казанского монастыря:

Рождественский вертеп в Казанском монастыре. Ярославль

Вход в Рождественский вертеп в Толгском монастыре найти просто, – к нему ведут специальные указатели, а при входе, конечно же, горит Вифлеемская звезда китайского производства :). Вертепчик устроен в подклете Введенского храма, с северной стороны.

IMG_0334-2

Прямо настоящая пещера!

IMG_6839

Необычность этого вертепа состоит в том, что, помимо вполне традиционной иконы Рождества, присутствуют и вполне выразительные скульпутрные изображения волхвов Бальтазара, Гаспара и Мельхиора, овечек-барашков и, конечно, пастухов с пастушьими сумками-палками. А еще к маленькому Христу пришел плюшевый медведь-качалка. Я не знаю, правильный это вертепчик или неправильный, есть ли тут католический уклон или нет его, но детям понравилось, и они с удовольствием выслушали в вертепчике наш коротенький рассказ о событиях той ночи в холодной пустыне.

А вам я приведу куда более талантливый рассказ трогательного Бродского.

Рождественская звезда

В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы – Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребенка, издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

24 декабря 1987

Еще одна достопримечательность Толгского монастыря — это его кедры и старинная кедровая роща. Памятник природы.

IMG_6839

Нынче она, правда, говорят, не та, что в дореволюционные времена. У старых монахов была устроена специальная каскадная система орошения рощи, которую при Советах, когда в монастыре чего только не было, включая и тюрьму для малолетних преступников, нарушили. Попасть в рощу просто так нельзя — вход на замке, кедры не любят суеты. Открывается дверца в воротах для всех желающих только раз в году — на Толгин день 21 августа. Но, впрочем можно заглянуть через решотку.

IMG_6839

Говорят, что Николай Александрович Романов, скудный здоровьем, гуляя по монастырскому саду 28 июня 1863 года пришел в такое восхищение от нее, что воскликнул: «Я здесь ожил».

Хотя многие коллеги и считают меня ботаником, я таковым не являюсь, но все же опишу по-дилетантски, что же такое эти кедры, которые не так часто встретишь в России, да еще на Севере. Внешне дерево напоминает очень пушистую сосну, с мягкими и длинными иголками. Причем, у обычной сосны иголки растут по двое, образуя такой характерный “циркуль” с двумя острыми ножками, а у кедра – пучком аж по пять иголок.

IMG_6839

Ствол у кедра в отличие от сосны серо-коричневый с ровной корой, а сами деревья, особенно растущие на воли, похожи на стройные раскидистые полевые сосны. Кедры рассажены не только в саду на Юго-Восточной оконечности монастыря, но и на основной территории их предостаточно — полюбуйтесь при случае.
IMG_6839

Между тем, короткий зимний день все быстрей побежал к закату. Зимнее солнце все быстрей покатилось на Запад. Сделалось морозно и очень красиво.

IMG_6839

Прощальный снимок монастыря и к машине — пить горячий чай с булками и сыром и дарить друг-другу подарки! Дети довольны, взрослые умиротворены. Веселого вам, коллеги, Рождества и доброй святочной недели!

Почитать еще:

Share |
Автор: terentief