Автор: terentief

Сегодня мы представляем вашему вниманию отчет коллеги Продукта, известного завсегдатая конференции Travel@Auto.ru, о посещении музея Татры в городе Копрживнице, на Севере Чехии. Это второй отчет на Автозаписках из чешского автомобильного музея. Ранее коллега Dima@XR3i уже представил рассказ о музее Skoda в чешском же Млада-Болеславе.

Татра является одной из самых интересных марок в истории автомобилизма.

Знаменитый “Жук” Фердинанда Порше, на самом деле копия одной из моделей Татры (этот факт подтвержден Верховным судом ФРГ, но об этом в другой раз).

Аэродинамический футуризм, восьмицилиндровые (!) двигатели воздушного (!) охлаждения, компоновка с расположением мотора над задней осью. И это еще не все!

Пожалуй, Татра — это единственная машина, производившаяся после Последней большой войны в странах Советского блока, которая смогла породить устойчивый культ на Западе. Ведь клубы любителей Татры есть даже в такой снобистской стране, как Соединенное Королевство!

После такого вступления я думаю уже никого не удивит, что мы перепечатываем этот отчет полностью. Для истории и для планирования будущих путешествий.


Погода утром третьего января не располагала к поездкам, но план путешествия требовал смены места дислокации – из Кракова мы со скоростью бешеной селедки, рулящейся по высоким погодам выдвинулись в сторону Чехии. Утро, снег,снег,снег.Скользко. По кюветам валяются польские стодвадцатьшестые фиатики в ассортименте…


Ехать пришлось не торопясь. От Кракова “падаем” в сторону Закопане по Е77, плавно съезжая на 52ую дорогу.От Kety, следуя навигатору, срезаем угол до Kozy и въезжаем в Bielsko-Biala, на привычном месте стоит знак “объезд”, отсылающий плутать по городу до тех пор, пока не будет построена прямая скоростная дорога до Тешина. На границе Польша-Чехия предлагают купить чешскую виньетку-минимум по цене, превышающей стоимость месячной (PLN55). Отказавшись от столь наглого предложения, на свой страх и риск въезжаем в Чехию и в надежде не быть остановленными дорожной полицией проскакиваем аж за Фридек-Мистек.

На неприметной АЗС у дороги (ранее их не было по пути или требовалось отклоняться от генеральной линии маршрута) купили таки налепку. Но все дешевле, чем у барыг на польской территории. Чехия… Дорога ведет МИМО местечковых пивоваров, к которым так хочется заехать. Упорно продвигаемся к намеченной цели – Kopřivnicе. Старательно обходим стороной родину Фрейда (ну, не до него), но при этом попадаем к “Пивовару у остановки”. Да-да, в Гуквальды.

Отведать местного пива хотелось так, что зубы скрежетали. Вычепни вошел в мое положение и любезно предложил пластиковую бутыль, наполненную из-под пипы… За что я ему очень благодарен, отведал пивка этого в Праге. Точнее, отведал то, что осталось после дегустации, произведенной по дороге женой. Пиво-пивом, но вот там…

…есть большой отель…

… с красивой по случаю зимы парковкой…

… и очень интересный музей.
Музей , созданный для сохранения истории, которая рождалась в 19 веке… Практичненько и не возвышенно – музей открыт в период с мая по сентябрь со вторника по воскресенья с 9-00 до 17-00, в остальные месяцы в означенные дни до 16-00. Стоимость билета 90 CZK, право на фотографирование оценивается в 30CZK. Картами платить нельзя, посему заранее заготовьте наличные, кои стоит потратить не только на билеты, но и на приобретение многочисленных сувениров в магазине при музее – от самых простых магнитиков до очень приятной в ношении одежды с символикой “Татры”.

Итак, в музей!

На входе (помимо контроля и кассы) встречает первая самобеглая коляска с ДВС, созданная с использованием технологий, применявшихся при производстве карет . “Президент” – это звучит гордо. Все началось в Австро-Венгрии в июне 1850 года (в ту пору Чехословакия являлась законной частью разношерстной империи Габсбургов), когда ремесленник Игнац Шустала сотоварищи открыл в моравском городке Копрживнице (тогда Нессельсдорфе: Coprivnice – ) мастерскую по производству бричек. Позже он перешел к выпуску более сложных карет, для чего понадобилось возвести специализированный фабричный корпус. Далее, согласно законам рынка, последовало расширение производства; посему был привлечен капитал со стороны: так и возникло акционерное общество, управлявшее предприятием “Нессельсдорф Вагенбауфабрик” (Nesselsdorfer Wagenbaufabrik). Вслед за каретами последовали железнодорожные вагоны – в 1882 году компанией их было выпущено первые 15 штук. Идея начала выпуска предприятием “безлошадного экипажа” принадлежит страстному пропагандисту автомобилизации барону Теодору фон Либигу. Благодаря его стараниям, Карл Бенц в 1897 году согласился продать “Нессельсдорфер Вагенбауфабрик” один из своих новейших двухцилиндровых двигателей мощностью 7 л.с. Он стал “сердцем” первого легкового автомобиля “Президент” (President), выпущенного нессельсдорфской фабрикой в том же году. В основу первого автомобиля Центральной Европы лег экипаж собственного производства “Милорд” (Mylord)

Цепной привод и колесный тормоз навевает воспоминания о детстве и велосипедах “Школьник” и “Орленок”, не говоря уже об “Украине”…

А чуть дальше- столь любимые в Советском Союзе “членовозы”, известные с 1969 года. Может быть, прослеживается связь времен?

21 мая 1898 года стартовал первый пробег автомобиля “Президент” по маршруту Нессельсдорф – Вена, который прошел со средней скоростью 22,6 км/час. С этой даты и принято отсчитывать начало эры чехословацкого автомобилестроения. Вскоре появились следующие модели: “Вице-президент” (Vicepresident), “Вена” (Wien), “Метеор” (Meteor) и другие машины, среди которых был и первый грузовик фирмы, с кабиной над двигателем и грузоподъемностью 2,5 т.

Почти идеальная развесовка по осям, обусловленная размещением двигателя с воздушным охлаждением НАД задней осью…

…позволила достигнуть высокою управляемость отнюдь не уменьшая комфорт и безопасность. Недаром эти автомобили пользовались повышенным спросом у нашего КГБ и номенклатуры, не желающей удовлетворяться “Волгой” и не имеющей возможности ездить на “Чайках” и “ЗИЛах”.

А посмотрите, что за машинка притаилась за представительской моделью?

Тоже не хухры-мухры машинка! “Татра75″.

1939 г. ДВС 1600 см3 воздушного охлаждения, опозитной компоновки, пятиступенчатая МКПП, рессорная независимая поперечная подвеска, деревянный кузов — 4-х дверный хечбек, правый руль (!)


(прим. ред. Автозаписки.ру: мало кто знает, но до Последней большой войны в Чехословакии было… левостороннее движение).



Рядом присоседился автомобиль из “временной экспозиции”, отдыхая зимой в ожидании очередного “кольца” – Tatra ECORRA SPORT V8.
Мощностью с хороший грузовик, разгоняющейся до сотни за 3,2 сек… История и современность рядом.

Родословную свою такой высокотехнологичный (безо всяких там программ нанотехнологий, и, слава Богу, Чубайсов ) автомобиль ведет от почти кустарного производства.


На станках, почти с ножным приводом, напоминающих швейные машинки “Зингер”…

…производились первые “живопырки”,

…дающие силу для для движения целого модельного ряда Татры таких вот “угловатиков”.


Очень тонко экспозиция намекает на связь чешского автомобилестроения с другим, истинно чешским достоянием.

Взгляните, что охраняет , прибывший на пожарном автомобиле огнеборец…

Продолжение завтра…

Почитать еще:

Share |
Автор: terentief