Автор: terentief

Думаю, что только в России есть такое явление как “длинные выходные”.  Правда, одно время в Южной Корее обсуждали возможность переноса выходных для развития внутреннего туризма, на который у занятых работой по производству телевизоров и повозок для русских корейцев времени совсем не остается. Дальше обсуждения, правда, дело не пошло. А у немцев, у тех даже специальная поговорка есть: “Man muss die Feste feiern, wie sie fallen – надо отмечать праздники тогда, когда они выпадают”. В России же время течет по своим законам, отличным от европейских и тем более корейских. Два, возможно, величайших в русской истории реформатора Петр I в 1700 г. и Ленин в 1918 г. пытались ввести русское время в немецкое русло. В результате реформы первого появился жестокий и разрушительный праздник Новый год, а в результате того, что второй подписал «Декретъ о введенiи в Россiйской республикѣ западно-европейскаго календаря» праздник этот растянулся на две недели. Эксперименты со временем в России штука непрогнозируемая.

Я же стараюсь воплощать в жизнь корейскую мечту и каждый раз в длинные выходные насколько это позволяют работа, семья и здоровье проводить в путешествии. Самыми удачными бывают незапланированные, слегка авантюрные и неожиданные поездки. Такая как раз и выдалась на мартовские праздники 2010 г.

Начало

В Белоруссии и Минске я бывал неоднократно. Мне там всегда нравилось, однако же, в этот раз я туда ехать вовсе не планировал. Вернее, я вовсе не планировал там останавливаться. Накануне длинных мартовских выходных мне позвонили старшие товарищи и предложили сопроводить их в Минск (“ну, ты там все знаешь, да и по делам поможешь“). Бесплатно добраться до Минска и обратно? Прекрасно! Но мне хотелось большего. Я позвонил приятелю в Минск и случайно выяснил, что он в пятницу ночью уезжает в Брест, к родне. На машине. В моей буйной голове тут же родился план: доехать до Минска, пересесть на его машину, добраться до Бреста, а там на электричке или автобусе — до Белостока или Варшавы. Открытая шенгенская мультивиза и куча всего еще не увиденного, не услышанного, не выпитого и не съеденного в Польше просто свели меня с ума, и я согласился ехать.

После обеда в пятницу на комфортабельном японском седане бизнес-класса мы стартовали из Ярославля. В спокойном темпе дошли до Москвы. Яндекс.Пробки показывали зеленую дорожку с небольшими желтыми сегментами чуть ли не до Кубинки. Но тут перед Рублевским шоссе мы просто встали на МКАДе, что самое по себе не удивительно. Но простояли мы 4,5 часа. Просто простояли. Надежда на стыковку растаяла как туман в утренний весенний час над бескрайними белорусскими полями.

Я считаю, что Москва, этот гнойный нарыв на теле нашей Родины, не может более существовать в том виде, как она существует сейчас. Этот город должен быть разрушен, а вся его площадь заасфальтирована. Есть, конечно, другой способ. Вполне разумно было бы построить дороги в обход Москвы так, чтобы едучи из любой точки России в любую, не приходилось бы проезжать в Москву. Но вряд ли Москва пойдет на это: притяжение всего и вся в свою орбиту — это имманентная особенность этого больного города. Так что придется сносить и асфальтировать.

Когда мы наконец миновали Голицино, я позвонил в Белоруссию. Извинился и пожелал друзьям счастливого пути по свободной и ровной М1 до самого Бреста, а сам стал думать, что же делать дальше. С Польшей уже не складывалось никак: выходило, что все время пришлось бы потратить только на дорогу. И я решил остаться в Минске.

Просто для ясности хочу заметить, что дальнейший рассказ будет в основном базироваться на этой поездке, но будут также и некоторые иллюстративные вкрапления из предыдущих.

Дорога

Не хотелось бы, чтобы коллеги подумали, что я рисуюсь, но путь из Ярославля до Минска, который многим показался бы целым путешествием, для меня стал уже достаточно привычным, поэтому мне даже сложно что-то этакое вспомнить и рассказать. Это просто нормальная дорога. Да и писали мы уже об этом в материалах прошлогоднего Большого новогоднего автопробега . Кроме того, в этот раз я ехал как взрослый: в покойном и просторном автомобиле, сзади справа. Конечно же, укутавшись в теплый клечатый плед, с подушечкой под головой. Какое-то время в обнимку с ноутбуком, а большую часть дороги и вовсе в компании Морфея.

Из практических сведений, которые, пожалуй, могут быть полезны вам, коллеги, стоит знать следующее.

Перед поездкой следует купить международную страховку на автомобиль, действующую на территории Белоруссии, так называемую “green card”, сделать это можно и в Ярославле, в любой крупной страховой компании. В принципе такую же страховку можно приобрести и перед границей, но для этого нужно лишний раз останавливаться и куда-то идти.

Российская часть пути, исключая червивую Москву, возможно, является лучшей российской дорогой. Трасса М1 в приличном состоянии, много освещенных участков, инфраструктура развита. Лишь иногда доставляет неудобство неработающая сеть карточных терминалов на АЗС, так что лучше иметь с собой некоторый запас наличных российских рублей.

Никакой границы и таможни между братскими (без тени иронии!) Россией и Белоруссией нет. Редко-редко русские пограничники на въезде в Россию проверят паспорта. Паспорта достаточно общегражданского, заграничный не требуется.

Белорусская часть М1 или в европейской классификации — транспортного коридора Е30 просто превосходна. Отличное покрытие, отличная разметка. Почти Германия и точно лучше Польши.  Дорога широкая, с разделительной полосой. Ограничение скорости для легковых автомобилей ближе к российской границе 90 км/ч, а затем почти до самой Польши, за исключением окрестностей Минска и Бреста, – 120 км/ч.

Поток идет очень ровно. Кроме автомобилей на московских и подмосковных табличках почти никто не нарушает скоростной режим. Сами белорусы ездят зачастую не быстрее 90 км/ч. Экономят дорогое топливо и очень четко знают, что его расход при скорости 120 км/ч на 25% выше, чем при скорости 90 км/ч. Ни одного поста ДПС на М1 в Белоруссии нет. Мобильные экипажи встречаются часто. Лучше соблюдать правила и им не попадаться, потому что оплата штрафа хоть и возможна на месте, но производится в белорусских рублях, которые придется ехать менять в какой-то населенный пункт.  Попытка “договориться” при неправильно взятом тоне может закончиться в отделении милиции.

Дорога платная. Для автомобилей на русских табличках дорога до Минска обойдется в два раза по двадцать рублей. Платить можно рублями, евро, долларами, карточкой. Процедура оплаты проста. Дорога перегорожена пропускным пунктом системы “навес-шлагбаум-будка-с-окошком”. Проехать мимо невозможно.

По сравнению с Россией и, тем более, Польшей придорожная инфраструктура вдоль белорусской части трассы развита посредственно. Заправочные комплексы, конечно, встречаются с нужной частотой, расплатиться на них за бензин можно наличными российскими рублями, евро, долларами. Купить что-то перекусить можно уже только за белорусские рубли. Впрочем, везде или почти везде принимаются банковские карты, так что никаких проблем с расчетами не возникает. С ночлегом и питанием на трассе дело обстоит уже гораздо хуже. Честно говоря, на мой вкус — совсем плохо.  Пристойные мотели можно пересчитать по пальцам, кафе редкие, неуютные и готовят в них не очень вкусно, детского меню нет.

Однако в теплое время всегда можно воспользоваться площадками для отдыха. Пусть пока сортиры тут системы “очко”, а беседки напоминают детский городок из советского детства, но зато всегда все аккуратно и убрано. Пройдет время, сделают не хуже, чем в Германии.

Жилье

Мы прибыли в Минск рано утром. Спутники мои, в отличие от меня проведшие последние 12 часов за рулем и без сна, были утомлены, поэтому я недолго думая направил их к ближайшей знакомой мне на Востоке Минска гостинице “Турыст”. Советской постройки многоэтажка находится буквально в двух шагах от станции метро и большого универмага. Если в Москве такое расположение означает неизменно забитую парковку, суматоху и определенный национальный состав постояльцев с полным набором соответствующих  прелестей и проблем, то в Минске — это просто очень удобно.

Трехместный двухкомнатный номер обошелся нам в RUR600 на человека в сутки. О качестве номера можно судить по этим фото.

by_201003-hotel-1 by_201003-hotel-3 by_201003-hotel-1
by_201003-hotel-2

Не шикарно, но и не скверно. Чисто, убирают каждый день, тепло, очень милый и приветливый местный персонал.

На жилье можно было бы сэкономить, сняв квартиру с посуточной оплатой. Такие варианты весьма распространены и начинаются от USD25. Технология их поиска предельно проста: в любой газете объявлений или на любой станции метро обязательно имеются соответствующие рекламы. Однако мои коллеги действительно нуждались в отдыхе, сил искать квартиру ранним утром не было,  поэтому мы бросили якорь именно в гостинице.

Деньги

Белорусские рубли — это уже не анекдотические зайчики, но курс их все также забавен. Чтобы понять, что-почем, сумму в белорусских рублях (BYR) надо поделить на 100, банально откинув два нуля или перенеся запятую, и получится результат в рублях российских.

Вот на эту толстую пачку потрепанных купюр, BYR700, эквивалент RUR7, можно 1 раз проехать в метро.

А вот картинка с белорусскими купюрами разного достоинства.

Эта куча денег имеет ценность всего в RUR11,80 (Одиннадцать рублей 80 копеек!).

Мифический Минск

О Минске существуют два распространенных как у путешественников, так и у рядовых граждан, мифа.

Первый: Минск — это заповедник совка, почти Пхеньян.

Второй: в Минске совершенно нечего смотреть, сам Минск целиком новодел.

Оба мифа, безусловно отражают известную долю реальности, но, как и всегда, дьявол кроется в деталях, и на поверку все выходит так, да не так.

Действительно, человеку, ожидающему картонной экзотики Турции или Египта, смотреть в Минске ровным счетом нечего. Цирковых балаганов и восточных базаров тут тоже нет.  Нет и особых древностей и реликвий. Чего собственно ожидать от города, который во время  Последней большой войны дважды стирали с лица земли?

И все же в Минске есть, что посмотреть.

Во-первых, главная достопримечательность Минска — это его люди. Припомните, как давно вы видели в большом русском городе настоящего заводского рабочего? Не люмпена, не шабашника, не алкоголика и не гастарбайтера. С осмысленными человеческими глазами и крепкими трудовыми руками-клешнями. Бьюсь об заклад, что некоторые представители младшего поколения (и не только москвичи) таких людей не видели вообще. А в Минске они есть, ходят по улицам и, похоже, чувствуют себя сносно и пользуются уважением окружающих. Это первейшее и очень сильное впечатление.
Вообще люди в Белоруссии производят впечатление людей, ведущих тихое покойное житие. Все очень спокойные, т.е. не просто выдержанные, а внутренне спокойные. Никто не выделяется, то ли нет необходимости, то ли не принято,- не понял. В Минске после Москвы, Питера, Берлина и Варшавы люди одеты удивительно неброско. Здесь в моде черный, серый, вообще темные тона. Редко-редко увидишь яркий предмет туалета или даже аксессуар. Вообще, честно говоря, я не видел в Минске ни одного элегантно и модно одетого человека, хотя в магазинах  полно превосходной одежды местного и российского производства на любой вкус. Возможно, я просто не увидел, возможно, — это из-за времени года.

Основным языком общения в тех местах Белоруссии, где мне случилось побывать, является русский. Сразу скажу, что чистый белорусский я слышал только в передачах государственного радио и телевидения. Да и здесь на белорусском говорят только ведущие и корреспонденты, все приглашенные и интервьюируемые отвечают на вопросы, заданные по-белорусски, на русском. Как-то в Швеции я случайно попал в компанию безбедно живущих в Европе на правах политических беженцев так называемых белорусских националистов. Так вот эти господа и дамы между собой общались исключительно на чистом русском языке :) На белорусском также делаются объявления и во всяких общественных местах, как например в метро: “Выхад на прауый бок…” :)

Впрочем, белорусский язык совершенно понятен. Если украинский я зачастую понимаю хуже польского, то к белорусскому привыкаешь моментально, и звучит он для моего западнорусского уха приятно в отличие от, например, кубанского диалекта. В деревнях говорят уже не на чистом русском, а где как. Где-то это почти белорусский или русский со значительным вкраплением диалектных слов, либо просто русский, но с очень своеобразным западнорусским произношением и интонированием. Звучит исключительно музыкально.

В этот раз я попал в Минск накануне 8 марта. В самом центре города развернулся праздничный базар. Рынок или базар — это первейшее место после общественного транспорта, где можно понаблюдать за людьми, чем я и занялся.

Эта самодеятельность — в основном сотрудники торговых предприятий.


слайд-шоу лучше смотреть в полноэкранном режиме

Они поздравляют посетительниц ярмарки с праздником, дарят цветы, и кто как может (могут хорошо), развлекают публику народным творчеством.

Согласитесь, представить себе торговцев на ярмарке в народных костюмах и с народными песнями продающих русские товары не только в Москве, но и в Ярославле уже сложновато, а ведь это все было. И было не так плохо.

Ну, а что касается совка… Я бы не назвал это совком. Вот иллюстрация.

Сложно придумать нечто более советское, чем название “Минское РАЙПО”. Однако внутри палатки, огороженной симпатичными ивовыми плетенками, вкусные коврижки, горячий чай, улыбчивые барышни. Я бы назвал белорусскую реальность не совком, я бы сказал про это: “Как если бы Перестройка удалась…”

Что ж, переходим ко второму мифу. Первое, что я берусь утверждать это то, что Минск — это очень красивый европейский город.

Центр белорусской столицы заново перепроектирован и отстроен после войны в монументально-парадном сталинском стиле.

Его органично дополняет советская архитектура 70-80-ых.

Город, созданный в точном соответствии со строгими архитектурно-планировочными законами, прекрасен не менее, чем города созданные самой жизнью. Это особый жанр. Думаю, что единство и органичность городского пространства Минска — это не в последнюю очередь следствие того, как вообще устроен государственный механизм это восточно-европейской страны. А еще Минск очень удобен для жизни.

Здания в великолепном состоянии, все ухожено, покрашено, прибрано и вычищено. Широко, торжественно, чинно. Никаких вороньих слободок, буйство лоскутных одеял реклам-штендеров-растяжек и прочая московская азиатчина минчанам и не снилась, — все очень умеренно. Сильное впечатление производит Минск, если его посетить сразу после Варшавы. Сравнение не в пользу Варшавы. И очень серьезно не в пользу.

В городе огромное количество свободных пространств. Отдельно стоящие сосны и живописные группы плакучих ив. Широкие проспекты и площади.

Шикарные парки.

Элегантные бульвары.

Любой московский чиновник, строитель или архитектор должен испытывать жуткие корчи и полный когнитивный диссонанс при виде гектаров и гектаров незастроеной офисами и торговыми центрами земли в центре столицы Белоруссии, где устроены катки и скверы, где гуляют влюбленные и резвятся минские суворовцы, совсем еще дети. Прах развеянных по ветру не понятно на что миллионов долларов должен стучать в сердца серьезных людей, понимающих толк в недвижимости.

Кстати, еще одна лично подсмотренная история из жизни “белорусского совка” на примере этих мальчишек в военной форме.

Подростки есть подростки, и на прогулке группа курсантов постарше затеяла забаву с младшим: с него сорвали шапку и стали играть с ним его же ушанкой в “белки-собачки”. Парнишка бегал внутри круга, почти плакал, но поймать шапку не мог. Тут из неподалеку расположенной будочки с зеркальными стеклами вышел капитан милиции. Схватил сзади за плечо зачинщика и потребовал идти с ним к начальнику. Мальчишки насупились, но где начальник милиционеру не сказали. Тогда тот повел за собой в будку провинившегося. Через некоторое время запыхавшийся парнишка выскочил.К нему бросились друзья:

– Бил?
– Нет, велел сделать 100 отжиманий и хотел звонить в училище, но я сказал, что больше не буду.

Честно говоря, мое русское мировосприятие эта сцена рвет на части, и я ничего вообще не понимаю в этом их совке. Вы можете представить себе московского капитана милиции, которому есть дело до шалостей подростков, даже и куда более серьезных? А такого, который заставит отжиматься и отпустит под честное слово? Честно говоря, мне стало немного стыдно, что я сам, стоя рядом, не пристыдил курсантов.

В Минске изумительная вечерняя подсветка городского ландшафта.

Проектированием и воплощением в жизнь этой чудо-иллюминации занимались не просто профессионалы, но художники.

Это отдельный аттракцион, которому стоит посвятить целый вечер, а может быть, и не один. Главная же световая достопримечательность Минска — это Национальная библиотека. Вообще-то, это футуристическое здание самое по себе есть одна из главных достопримечательностей города, что также о многом говорит. Библиотекой как важной городской доминантой могут похвастаться немногие столицы мира (с ходу на ум приходит только Вена). Вечером же здание превращается в НЛО. Все поверхности этого сооружения представляют собой гигантские матрицы со множеством ламп. На фотографии кажется, что все они горят одновременно. На самом же деле, каждая поверхность переливается всеми цветами радуги, по ним пробегают геометрические фигуры и вспыхивают рекламные слоганы. Это масштабное зрелище привлекает к себе по вечерам множество зевак и туристов.

Такой органичной ежедневной подсветки, даже не подсветки, а световой живописи, полностью заново рисующей облик города, я еще не видел нигде (правда, я не был в Париже).

Уверен, что мои любительские фотографии не дают никакого впечатления, близко сопоставимого с реальным.

Все как бы старинное в Минске — это безусловно новодел. Главный новодел — это Троицкое предместье. Симпатичный квартал как бы старинных домов в самом центре города.

Насчет исторической ценности квартала я, впрочем, четкого мнения для себя составить не смог.

А так, – весьма мило и уютно. Опять же очень красивая разноцветная подсветка по вечерам. Уютные внутренние дворики, ресторанчики и музей белорусского поэта Богдановича, на улице имени которого в Ярославле расположен арендуемый мной гараж. Рядом, так называемый Верхний город. Здесь в заботливо вылизанных исторических ценностях расположены, кажется, единственные и не очень многочисленные в Минске бутики известных одежных марок и прочих не очень нужных вещей.

Почитать еще:

Share |
Автор: terentief