Автор: terentief

Несвиж

Погода в Мире начинает портиться, то и дело заходят снеговые тучи. Времени до конца светового дня остается не так много. Отправляюсь в Несвиж. Это недалеко, 40 км, всего полчаса неспешной езды.

Мой старенький навигатор со старыми картами умудряется привести меня не к парадному входу в замок, а к воротам огромного парка, расположенного вокруг и за ним. И я вовсе не в обиде на своего верного пластикового спутника за эту нечаянную ошибку! Парк, устроенный на английский манер одной из владелиц замка, урожденной маркизой де Кастеллан сам по себе чудесен …

…с каскадом прудов, на которых местные ловят рыбу…

…кто как может.

Парк этот наподобие великолепного занавеса постепенно открывает перед прогуливающимся путешественником декорацию для множества исторических событий, человеческих драм и комедий.

Захватывающе прекрасный барочный замок, родовое гнездо одного из богатейших и знатнейших дворянских родов Европы – Радзивиллов, позолоченный лучами низкого мартовского солнца на фоне чорных снеговых туч.

Посмотрите слайдшоу в полноэкранном режиме, картинки в хорошем качестве

В подземелье под костелом покоятся 78 забальзамированных тел Радзивиллов многих поколений.

Радзивиллы — одни из самых известных магнатов, богачей и властителей Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.  Несмотря на свои уменьшительно-ласкательные, а то и смешные прозвища “Сиротка”, “Рыбонька”, “Пане Коханку” многие Радзивиллы стали величайшими историческими деятелями Нового времени. Члены этой фамилии были первыми и вторыми лицами Польши и Литвы, властителями и просветителями своего, фактически, государства в государстве. Некоронованные короли.

Миколай Крыштоф “Сиротка” Радзивил сделал из Несвижа европейский город, управляемый на основе Магдебургского права, с театром, манежем, развитыми ремеслами, учебными заведениями. Пригласил итальянского архитектора и построил дошедший до нас  барочный костел Божиего Тела.

Несвиж вообще был центром религиозной жизни Белоруссии и Литвы.

Предшественник Сиротки, Миколай Радзивилл Чорный был кальвинистом. При нем состоял колоритнейший деятель эпохи Реформации Симон Будный. Начинавший как завзятый протестант кальвинистского толка, Симон Будный, будучи человеком книжным, скоро перемудрствовал и самого Кальвина, и своего покровителя Радзивилла.
Есть видимо что-то такое в белорусских туманах и запахе прелой листвы в дворцом парке, что заставляет людей подыматься на заоблачные высоты мистической мысли. Надышавшим воздухом этим, Будный взялся переводить на польский всю Библию. В процессе этой работы он не только разочаровался в кальвинизме, но и додумался до того, что Иисус Христос не только не был Богом, но и самое рождение его было вполне обыденным и объяснимым событием. Симон Будный был Богом наделен выдающимся писательским и ораторским даром. Отлично изучив Священное писание в процессе перевода, он ловко оперировал специально подобранными цитатами, а потому умствования его на столь животрепещущую тематику произвели в еще не сведшем свое христианство к системе обрядов обществе сильнейшее волнение.

Сиротка избавил Несвиж от протестантизма, но привел иезуитов. Впрочем не без пользы, основав здесь знаменитый Несвижский иезуитский коллегиум, очень серьезное по тем временам учебное заведение. Юрий Радзивилл стал епископом Краковским, а Кристина Евфимия Радзивил стала очень популярной аббатиссой Несвижского монастыря бенедектинок.

Не все однако Радзивиллы достигали высот духовных. Кароль (или в русских источниках — Карл) Станислав Радзивилл “Пане Коханку”  своими похождениями и эксцентричностью, пожалуй, снискал себе известность даже большую, чем его родственниками подвигами духовными.

Он стал участником стольких интриг и мистификаций, что про него нередко шутят: достоверно известны лишь даты его рождения и смерти, а все остальное — легенды. Этот живописнейший тип настоящего магната, окруженного разудалой шляхтой, замечательно изображен в фильмах известнейшего польского режиссера Ежи Гофмана. Кстати, для знакомства с польским колоритом особенно рекомендую, глянуть как-нибудь на выходных “Огнем и мечом” по одноименному роману Сенкевича. То “Пане Коханку” (я не знаю, как перевести это прозвище правильно, но коханку — это, вообще-то, любовница :) посыпает дорогу к замку в летний день дорогой тогда солью, чтобы устроить обещанную гостям зиму, то интригует против Екатерины Великой, то бежит в Турцию.

Посмотрите слайдшоу в полноэкранном режиме, картинки в хорошем качестве

Мне не очень повезло, я приехал поздно, да еще в предпраздничный день, поэтому замок был для меня также неприступен, как и в XVII веке. Однако, по словам, отмечавших “зубровой” наступающий женский день торговцев сувенирами внутрь обязательно следует попасть, экспозиция интересна, а интерьеры почти полностью восстановлены.

Вот и все, темнеет, пора в Минск, за покупками да и отужинать не мешает. Ну а по пути понаблюдаем немного за автомобильной жизнью Белоруссии.

Машинки

Любому русскому автолюбителю, прибывшему в Белоруссию, сразу же бросается в глаза то обстоятельство, что значительную долю местного автопарка составляют французские автомобили. Пальму первенства делят, кажется, Peugeot и Renault. Обращает на себя внимание и значительное количество итальянских автомобилей, в том числе таких совершенно экзотических для России, как, скажем, Lancia. Не составит труда увидеть в такси и… Alfa Romeo. Странный автомобиль Renault Vel Satis здесь также отнюдь не экзотика, но, видимо, вполне достойный автомобиль представительского класса.

Но это лишь поверхностное впечатление. Для оценки долей, занимаемых различными производителями на локальном рынке я давно и успешно использую патентованную метрическую методу Автозаписок.ру (с). Суть ее состоит в следующем. Необходимо выявить и приобрести наиболее популярное в рамках исследуемой территории издание, специализирующееся на объявлениях по купле-продаже подержанных автомобилей. Затем, исследователь берет в руки линейку и измеряет длину столбцов с объявлениями по каждой марки, каковая (длина) и выступает показателем популярности того или иного автопроизводителя на местном рынке.

Итак, вот данные аналитик авторынка Белоруссии на основе материалов газеты “Из рук в руки – Беларусь” от5 марта 2010 г.

Volkswagen 131,3 см
Opel 130 см
Renault 113,1 см
Audi 95,8 см
Peugeot 76 см
Mercedes 74,2 см
Ford 73,6 см
BMW 70,5 см
Citroen 59,5 см
Mitsubishi 49,6 см
FIAT 43 см
Nissan 41 см
Mazda 40,2 см
ВАЗ 26,5 см
Volvo 26,3 см
Hyundai 25,8 см
Toyota 25,7 см
Honda 25 см
Chrysler 21,7 см
SEAT 19,8 см
Прочие 16,6 см
Kia 15 см
Daewoo 14,5 см
Rover 14 см
Dodge 12,1 см
Alfa Romeo 11,7 см
Skoda 10,5 10,5 см
Suzuki 9,2 см
Lancia 6 см

А вот и диаграмма, на которой мы наглядно видим, что тезис о тевтонском господстве в автопроме вполне применим и к Белоруссии.

Заметность же глазу русского наблюдателя в уличном транспортном потоке французских и отчасти итальянских и автомобильных марок, скорее всего, объясняется тем, что их относительная доля в структуре местного автопарка сравнительно велика по сравнению с Россией, где велико количество японских и корейских автомобилей.

И все же… И все же — французские автомобили в Беларуссии действительно любят. Не раз в разговорах с местными слышал, что “Пежо – вещь, хорошо ходит, а настоящий шоколад он в Лагуне!

Бензин в Белоруссии уже дороже, чем в России, но еще дешевле, чем в Польше и, однозначно дешевле, чем в Германии. 12 л 95-ого обошлись мне в BYR36600, т.е. примерно в RUR366, соответственно литр стоит RUR30,5.

Впрочем белорусы по возможности ездят на дизеле. Минск — это такой второй маленький дизельный Париж: кругом французские дизельные машины. Возможно, тут кроется еще одна причина популярности “французов” — ведь именно французские фирмы признанные мастера дизелестроения.

Мы все наслышаны о всяких история с непривычными к соблюдению правил русскими водителями в Белоруссии. У кого-то машину, оставленную не в 15, а в 11 метрах от пешеходного перехода утащил эвакуатор, кого-то штрафовали за нарушение ограничения скорости. А как соблюдают ПДД белорусские автоводители?

Безусловно, культура вождения здесь на порядок выше, чем в России. Поток движется очень ровно, редки хаотические метания из ряда в ряд. Подавляющее большинство водителей соблюдают скоростной режим. Пешеходы пропускаются в любой ситуации и на любой дороге. На обочинах широких минских улиц и проспектов практически не увидишь автомобиля, брошенного “под знаком“. Видимо сказывается массовый контроль, низкий уровень коррупции, неотвратимость и ощутимость наказания за административный проступок. Постепенно жесткие меры формируют привычку к соблюдению норм и нормальное правосознание у большинства. И все же… белорусы тоже нарушают. Кто-то от крутизны, а кто-то потому, что знает, где это можно сделать безнаказанно.

Вот два снимка, сделанных практически на одном перекрестке.

Что характерно, в обоих случаях позорно припаркованы Мерседесы :). Кроссовер просто висит на перекрестке, причем довольно давно.

А этот седан C-класса мадам с тяжелым искусственным загаром бросила на пешеходном переходе, довольно воровато оглядевшись по сторонам, чтобы сбегать в магазин.

Также удивляет абсолютно нетрепетное отношение белорусов к сплошной. Обгоны “под знак” и через запрещающую разметку дело весьма распространенное.

Шоппинг есть главное развлечение для народа

Помимо культурки, достопримечательностей и исторических каштуонасцей, осмотр и изучение которых иной раз превращается в тяжкий труд, в любом нормально путешествии должны присутствовать и развлечения. Ну, уж тут каждому свое. Кому-то в клуб, кому-то в питейные заведения, а совершенно неженатым — знакомиться с местными девушками. Поскольку в этот раз в Минске я был “за рулем”, женат давно и бесповоротно, то и отдал я предпочтение старейшему из всех развлечений — шоппингу в местных магазинах. Увлекательнейшее занятие этот шоппинг. Причем не только вещевой. Я обычно стараюсь питаться в ресторане или кафе не чаще раза в день. Во-первых,– экономия, во-вторых, у меня есть некоторые особые требования к пище, которые проще иногда выполнить иногда самому. Так что в этом разрезе очень интересно, почем местные покупают хлеб, овсяную кашу и прочее.

Вот некоторые фрагменты продуктовых чеков из продуктового отдела минского универмага “Беларусь”.

В общем, все несколько дешевле, чем в Ярославле при том, что все продукты исключительно местные, очень высокого качества. Яблоки сладкие, печенье из натуральных компонентов, а не из продукции химзавода, молоко и кефир не порошковые, а хлеб как в Германии у булочника. Одним словом, покушать в Белоруссии можно не хуже, чем в Польше. А есть еще и куча вполне замечательных нативных кабачков и ресторанчиков.

Теперь про вещички. Больше всего мне нравится покапать в Белоруссии совершенно замечательные детские вещи. Я не могу спокойно зайти в тамошний “Детский мир”. Качество и модели просто отличные. И все опять же белорусского производства. Почти нет Китая, немного украинского товара, совсем немного турецкого. Местные при покупке детских вещей почти обязательно спрашивают отечественного ли они производства и почти неизменно при прочих равных отдают предпочтение своему. Впрочем, на мой взгляд, белорусские товары и так значительно лучше товаров иностранных конкурентов.

Не сказать, чтобы дешего, но соотношение цена/качество отличное.

А тут пара фирменных “гербовых” белорусских толстовок с длинным рукавом и с начесом друзьям в подарок. Всего RUR240 штука.

Хороша и белорусская обувь. Кроссовки из универмага “Беларусь” возможно в Минске и покажутся “инкубаторской” обувкой, но в Москве и Ярославле у модничающие молодых коллег глаз цепляется.

Особо замечательно то обстоятельство, что из Белоруссии можно увезти кучу съедобных сувениров. Что бы я порекомендовал… Начнем с алкоголя. Конечно же, надо брать “Зубровку”. Причем посоветую брать, не “Бульбаш” а брестского производства, несмотря на вполне устрашающе-советский внешний вид стеклотары, содержимое на высоте. Из крепкого неплоха также продукция фирмы Минск-Криталь. А еще в Белоруссии стоит купить настоящую… грузинскую чачу :). Да-да, Минск дружит с Тбилиси и кахетинская чача по RUR300 за 0,5л вполне себе стоит на полках винных отделов магазинов, которые кстати работают  по особому режиму и имеют отдельную кассу, как и в Польше. Возьмите, пожалуй, и ящичек пива, границы же де-факто нет. Я советую Аливарию.

Если с Украины туристы везут в качестве гостинца сало в шоколаде, то из Белоруссии надо везти всякие вкуснейшие колбасы. Тут и краковская бесподобной вкусноты, и кровяная и деревенская “пальцем пханая”, а еще всякие зельцы, сальцесоны. Наш автомобиль на обратном пути, кстати, на каждой остановке благоухал просто как колбасная лавка :)

И опять про машинки

Поскольку я очень люблю всякие машинки, у меня есть пунктик: во всех своих поездках я стараюсь, хотя бы проехать мимо локальных автомобильных производств, а по возможности еще и посетить если не сам завод, то музей. Мне почему-то доставляет большое удовольствие, проходя, мимо печального седана Opel Astra представить себе картинку вечернего завода Гливиче, где он был сделан, и ряды красно-кирпичных домов-бараков в заводском пригороде этого польского городка. А вид надутой от чувства собственного достоинства Audi живо рождает воспоминание о по-немецки серых корпусах завода в Ингольштадте. Вид поджарой “копейки” BMW, нелепо стиснутой пробкой,  так не вяжется с видом завода в Ляйпциге, где она была сделана, над модерновыми цехами которого заходит на посадку в расположенный рядом аэропорт позолоченный солнцем лайнер.

Посмотрите слайдшоу в полноэкранном режиме, картинки в хорошем качестве

Конечно же, не мог я отказать себе в удовольствии хоть одним глазком глянуть на знаменитые Минский автомобильный и тракторный заводы, хоть и пришлось мне для этого встать в мой последний в этот раз день в Минске довольно рано. Тем более, что Минский автозавод, — это прямой наследник нашего Ярославского автозавода. После Великой Отечественной войны в Минске было освоено производство 5-ти тонного самосвала, а к концу 50-ых годов и вовсе было решено сконцентрировать производство тяжелых грузовиков в Белоруссии. Тогда и произошла своеобразная рокировка инженерных кадров. Г.М. Кокин, возглавлявший конструкторское бюро ЯАЗа, был переведен в Минск, а заместитель главного конструктора МАЗа Г.Д. Чернышев стал главным конструктором вновь созданного ЯМЗ. Заводы сотрудничали до последнего времени. Но, похоже, как это не прискорбно, ЯМЗ умирает… Что тому виной — эффективный менеджмент или объективная экономическая реальность, я не знаю, знаю, только что мне до боли жаль тех отличных инженеров, которых я знаю лично, на глазах которых рушится дело всей их жизни. Жаль достижений в ралли “Париж-Даккар”, КАМАЗы, побеждавшие в которых были собраны целиком из импортных деталей и только кузова и двигатели были русскими. Причем двигатели нашими – ярославскими. А вот Минский завод живет и работает. Постепенно отказываясь от ярославских дизелей.

Тракторный завод, как и автомобильный находится также в Восточной части Минска, поэтому я быстренько прокатился на своем Матизявре и до него. “Беларус” также производит впечатление вполне живого предприятия. Но, время меня уже поджимало, сделав несколько снимков я покатил по пустынным в это праздничное утро улицам Минска сдавать свою повозку в прокатную контору. Через час мои спутники должны были подобрать меня, мы едем домой.

Почитать еще:

Share |
Автор: terentief