Автор: terentief


В этом постинге я собираюсь пропеть оду навигатору, моему пожилому штурману, потертое пластиковое тельце которого подрагивает на лобовом стекле во всех моих путешествия. Знакомьтесь, – Garmin StreetPilot c310. Итак, расскажу вам совсем немного об этом убийце бумажных карт и атласов.

Начну я, пожалуй, с технических моментов. С одной стороны, я терпеть не могу комбинированные устройства типа мобильного телефона с электробритвой, с другой – ненавижу узкоспециальные поделки, дублирующие одну-единственную функцию компьютера. В этой связи мне глубоко непонятны, например, всякие игровые приставки. С такими настроениями, я естественно попытался построить навигационный комплекс на базе Windows-КПК и внешнего Bluetooth-GPS-модуля. На первый взгляд, одни преимущества. Залежи условно-бесплатного софта, можно с легкостью менять навигационную программу, в зависимости от симпатичности пользовательского интерфейса или качества представления данных, GPS-модуль можно разместить в любом удобном месте в автомобиле с лучшим сигналом GPS и т.д., и т.п.

Однако на практике все оказалось не так здорово. Во-первых, я, будучи очень давним пользователем КПК (реально, думаю с 1999 по 2009 г.), имел в распоряжении пожилой HP1940. Покупать более новую модель смысла я не видел, поскольку на рынке уже были широко доступны субноутбуки и нетбуки, вплотную приблизившиеся по цене к КПК. Коммуникатор, как я уже сказал выше, я не понимаю.Так вот, как оказалось, производительности этой машинки оказалось недостаточно для многих современных навигационных программ, дело доходило до хард-резета. Перепробовал практически весь софт: и iGo, и Tom Tom, и какие-то бесплатные поделки. Все без толку.  Добавьте сюда постоянно подвисающий Blutooth-канал. В общем до тех пор, пока я ограничивался использованием навигатора в московском Вавилоне,  в основном на “последней миле”, проблем не возникало. Но одним ненастным осенним вечером система намертво зависла в Подмосковье, в незнакомой местности. Приехав домой под утро я крепко задумался о том, что надо что-то менять. Возвращаться к неудобным бумажным атласам, которыми практически невозможно пользоваться, когда путешествуешь в одиночку, не хотелось. Выручил старенький служебный Garmin. У него были проблемы с картами. Тот пакет карт, что шел в поставке был чуть менее, чем неакутален, а новых не было. Я взялся поставить на устройство новые карты, в обмен на свободное использование прибора в своих поездках.

Попробовав купить и поставить пару карт легально, я быстро осознал, что у меня нет столько времени, сколько требуется, чтобы пройти процедуру их активации. Попробовал поставить условно-бесплатные карты… и не сумел. Весь софт Garmin’а – это нечто абсолютно неюзабельное. Видимо дополнительное средство защиты данных :)

В общем выручил меня коллега Frol, за что ему огромное спасибо, и мои рекомендации.

Теперь мой пластиковый штурман знает много чего про Россию, Белоруссию, Европу и даже не заблудится _на_ Украине. При его перепрошивке выяснилось, что он очень темно серый, и видимо этим и были вызваны проблемы с приобретением легальных данных. А куплен был, между прочим, в фирменном магазине.

Впрочем, хоть качество данных карт Garmin и довольно высокое, я все равно не считаю, что оно настолько высоко, чтобы платить за них те значительные суммы, которые требует продавец. Качество и актуальность данных по России оставляют желать много лучшего даже в близлежащих к Москве Тверской и Ярославской областях. Маршрутизация по России – это откровенно опасная для потребителя услуга. Дороги категоризированы, но в строгом соответствии с официальной категоризацией, иногда, зная маршрут, ужасаешься, в какие топи и колеи пытается загнать тебя навигатор! С качеством данных по Европе все обстоит на порядок лучше. Но опять же не настолько, чтобы сказать: “Ахъ!” и выделить бюджет на покупку. Во-первых есть Польша. В Польше на деньги ЕС понастроена куча прекрасных платных дорог (как это по-польски класть в карман деньги за проезд по дорогам, построенным на чужие деньги :)  с прекрасными развязками. Так вот, навигатор о них ничего не знает. Тем, кто читает мои сериалы должно быть известно сколько раз мне приходилось летать “по-над полем”. Это не очень комфортно в незнакомой стране.  Далеко не всегда нави умеет исключать из маршрута платные дороги. Думаю, что тоже проблема актуальности данных. Ну, и отдельная песня – это маршрутизация. Мне сложно оспаривать математическую верность алгоритмов маршрутизации, но алгоритмы должны хотя бы немного соответствовать действительности.

Вот маленький пример, который будет думаю, достаточно нагляден. Мы возвращаемся из Польши, естественно подъезжаем к Москве со стороны Смоленска по М1. Утро субботы, и, конечно же, любой водитель, знакомый с русскими реалиями, поедет по М1 до МКАД, по МКАД быстро домчится до Ярославки и свалится на М8. Навигатор видит жизнь по другому. Он сгонит вас с М1, потащить в объезд Одинцова, огородами, через Барвиху поведет на Рублевку! Конечно, угол срезан, но утренняя толчея на маленьких подмосковных дорожках съест всю потенциальную экономию. При этом в приборе стоит настройка не “кратчайшее расстояние”, а именно “минимальное время”.

Красная линия – маршрут нави, зеленая – “человеческого” штурмана

map_navi

Можно было бы списать это на низкое качество русских геоданных, но в Европе дело обстоит ровно также. Может быть, в Германии с ее образцовой дорожной сетью нет таких явных оксимюронов, но по грунтовкам ездить тоже случалось. С одной стороны эта особенность навигатора драматически раздражает, если тебе надо просто добраться из точки “А” в точку “Б” по делам, с другой стороны – никакого экскурсовода не надо! Мой добрый Garmin показывает мне такие дорожки, которых и местные не знают (проверено!), показывает мне страну в самых неожиданных ракурсах.

Вот, пожалуйста, настоящая Польша

А вот – настоящая Пруссия

dsc_0311

А это настоящая Германия

img_2233

В общем, теперь я пришел к выводу, что использование навигатора отнюдь не отменяет использование аутентичных _западных_ (лучше всего издания той страны, по которой путешествуешь) атласов и бумажных карт. Они позволяют осмысленно спланировать маршрут с _человеческой_ точки зрения с учетом специфики трафика в конкретной стране, а навигатор позволяет эффективно ориентироваться уже в дороге, при этом в него, как правило, забиваются поворотные точки, а не весь маршрут целиком.

А еще оказалось, что в длительном путешествии очень важно исполнение аксессуаров: крепления на стекло, соединительных кабелей. Их качество и продуманность исполнения у Garmin на порядок выше, чем у любой “китайчатинки”.

И еще я уже почти привык к сварливому голосу “железной бабы” живущей в недрах пластикивой коробчки Garmin’а, и не поддающейся никакой перепрошивке. Голосу настолько резкому и по-базарному громкому, что услышав объявление о потерянных под железной крышей таможенного терминала  спутниках польские пограничники вздрогнули и уточнили, действительно ли я в машине один :)

Share |
Автор: terentief